Славянское фентези

Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой/В рюкзаке у Ольги

Кин Прекрасная леди (24 Ноя 2010 21:28)

Славянское фентези

В писательской кухне для каждого жанра есть свой рецепт. Славянское фэнтези не исключение. С одной стороны, главные составляющие — историко-мифологические данные: предания, былины, мифы. С другой — стандартные фэнтезийные каноны: любовь, приключения, странствия. От пропорций, в которых смешиваются эти ингредиенты, и зависит конечный результат.
Основателем жанра славянского фэнтези можно назвать сам народ. Уже в сказках и былинах присутствуют главные жанровые признаки. Это и герои — Илья Муромец с Добрыней и Алешей (они же Арагорн с Леголасом и Гимли), и злодеи — Кащей Бессмертный (этакий Саурон). Это и орки-половцы, и Тридевятое царство-Мордор. Да и сюжетные цели похожи: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что”. Славянский фольклор так и просится улечься в фэнтезийные рамки. Неудивительно, что вслед за волной героического фэнтези с Запада на одной шестой части земной суши забился ручеек фэнтези местного, славянского. Со временем он превратился в полноводную реку и даже разделился на несколько потоков.
Подробная информация здесь: http://www.mirf.ru/Articles/art689.htm

Представители: Мария Семенова ("Валькирия", "Волкодав", "Там, где лес не растет"), Елизавета Дворецкая (“Ветер с Варяжского моря”,“Колодец старого волхва”), Ольга Григорьева ("Берсерк", "Тень волка", "Священный призрак"), Юрий Никитин (“Трое из леса”, “Княжеский пир”) итд.

Мэтр Оливье Прекрасная леди (25 Ноя 2010 01:18)

Кин, проведеные Вами аналогии славянского фентези и Толкиена немного неверны: Профессор черпал вдохновение в короле Артуре и английских (кельтских) легендах. А славянская история и фольклор имеют свои корни, отличающиеся от западноевропейских. Эльфы-гномы-гоблины по Руси не шастали - своей нечисти было вдосталь: лешие, водяные, домовые, Соловьи-разбойники и Змеи Горынычи... Быль и небыль сплелись в тугой клубок, да так, что теперь уже и не поймёшь - было? Не было? Но между тем, очень многое - реальная история. Из учебника, а не книг со сказками. Поверьте киевлянке: Змиевы Валы не похожи на Ородруин, Лысая Гора есть в любом старом городе, где ранее существовал культ Перуна, половцы и прочие татаро-монголы - вполне себе реальные племена, время от времени набегавшие на Русь, а мощи Преподобного Илии из города Мурома до сих пор лежат в Киево-Печерской Лавре, где славный богатырь окончил свои дни... (приезжайте - покажу!)
Wink
Хотя да, не могу не согласиться с тем, что вышеупомянутые и весьма колоритные персонажи, места и события так и просятся в литературу в стиле "фэнтези". Или "иронического фэнтези" - вроде цикла А. Белянина "Тайный сыск царя Гороха"...

Кин Прекрасная леди (25 Ноя 2010 02:04)

Мэтр Оливье в Лавре была, однако до Илии не добрела. Но мед домой привезла очень вкусный Smile

Что же по поводу аналогов с Толкиеном, моя позиция больше сходна с Вашей, так как эльфы и гоблины действительно по Руси не шастали, согласно различным эпосам. Здесь я просто привела цитату со странички сайта, посвященной Славянскому фентези (адрес указан). Мне понравилось то, как автор этой статьи указал на возможную связь между такими с виду разными вещами: Властелином Колец и народным эпосом. Это, на мой взгляд, подчеркивает то, что, по сути, "фундамент" или же "скелет" у всех этих историй очень схож. Все зависит лишь от того, в какую одежку его облачитьSmile

Кстати многие авторы "Славянского направления" используют не только исконно-русские мотивы в своих произведениях, но и часто уклоняются в сторону Скандинавии, поближе к викингам, поскольку все это в ту пору было достаточно тесно переплетено. (Викинги ж по всему свету поблудить успели)
Там же и Кельты, возможно.

"Моя жена - ведьма" Белянина тоже имеет местами Народный оттенок, так сказать. Чего стоит эпизод в Вальхалле с Одином-поэтом. Хотя, конечно, в данном случае этот роман- салат (Оливье?) с кучей ингридиентов-направлений. Smile

Tsiv Прекрасная леди (25 Ноя 2010 02:42)

Я как-то прочитала книгу "Язычество Древней Руси". Она издана еще в СССР, но если пропускать всяческую "политику партии" написана очень интересно и познавательно. В частности там анализируются славянские народные сказки - их истоки, причины возникновения и взаимосвязь с эпосом других народов.
Так вот, взаимосвязей много.

LadyRo Прекрасная леди (25 Ноя 2010 02:55)

Так понятно, что их будет много... учитывая все переселения народов, мифология и народное творчество славян будут иметь широкие связи - от Индии до Скандинавии как минимум.

Мэтр Оливье Прекрасная леди (25 Ноя 2010 03:44)

Нет, конечно же, при желании и развитой фантазии можно провести аналогии между славянским фольклором и, к примеру, южноафриканским (кстати, Толкиен именно там и родился, в 1901-м году, в г.Блумфонтейн, тогдашняя Оранжевая республика... Wink) И тема "пойди-туда-не-знаю-куда" развита во всех мировых легендах (сказках, былинах, эпосах и опусах))), а иначе зачем весь этот огород городить? Very Happy
И в том, что славянское зачастую перекликается со скандинавским тоже нет ничего удивительного - наш фольклор (баба Яга, Кащей Бессмертный и иже с ними) формировался во времена похода "из варяг в греки", который проходил по территории Киевской Руси, с севера на юг. Да что там говорить - половина князей, сидевших в Киеве (и изображенных на мозаичных арках ст.м. "Золотые Ворота" - красота!) имели скандинавские корни толщиной с Иггдрасиль - Вещий Олег на самом деле был Ольгерд... и таких примеров масса, просто искать лень, да и не в тему - всё таки речь о литературе.
А вот кельты у нас наследить не успели. Ничего кельтского у славян ни днём с огнём, ни под электронным микроскопом не найдешь. Может, потому, что кельты, в отличие от воинствующих викингов, сидели себе тихонечко на своём Туманном Альбионе?

Вот уж не знаю, сколько здравура надо было выпить, чтобы провести аналогию между Арагорном и Ильёй Муромцем, (Кин, это я не в упрек лично Вам, а в упрек автору, на которого вы ссылаетесь), но вот заметьте: во всех мировых эпосах встречаются пресмыкающиеся огромных размеров:
*Змей Горыныч, с которым сражались Иваны-царевичи и Иванушки-дурачки;
*Змий, который пропахал в Киеве те самые Змиевы Валы;
*Морской Змей Йормунганд у викингов;
*Дракон, требующий золота и девственниц сначала у кельтов, а потом у других европейских народов;
*Змей, которого пронзил копьём Георгий - Победоносец;
*Библейский Левиафан (впрочем, некоторые считают, что это был обычный кашалот);
*Японские драконы;
*Даже в Америку залетел, гад, в образе инкского бога Кецаткоатля (пардон, если ошиблась в правописании);
Так что же получается, ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ? Shocked Ведь не могли же перейти устные сказания из Японии в Америку? Далековато... Или это темные невежественные наши предки наткнулись на косточки динозавров и сотворили легенду, основываясь на принципе "у страха глаза велики"? А может, кто-то из доисторических ящеров умудрился не замёрзнуть в Ледниковый период и пугал своим видом окружающих? Ведь верят же, по сей день верят, в Лох-Несское чудище!
Вот вам и фольклор...

Кин Прекрасная леди (25 Ноя 2010 04:52)

Ну да, Арагон и Илья Муромец это слишком Cool

На самом деле, если скурпулезно просмотреть всяческие исторические заметки, можно наткнуться на множество невероятных, но при этом вполне реальных вещей. (сразу ассоциативно вспомнились следы электропилы толщиной в 3мм, найденные в древних египетских развалинах, притом что сейчас минимальная толщина такого инструмента 1.5см но это будет ужасный Оффтоп!). Увы, достоверно узнать о существовании существ, простите за каламбур, отметившихся в мифологии по всему миру, мы не можем. Но уже их "повсеместность" дает нам почву для подозрений. А вдруг? Остается только воображать. Действительно, но то они и есть - народные былины.

Что же по поводу современной литературы, берущей за основу сказания прошлого, недавно перечитала "Берсерка" Ольги Григорьевой. Впечатлений масса, но та идея, что проносится через всю книгу, впечаталась в мое сознание очень четко, за что автору большой поклон.

Кин Прекрасная леди (25 Ноя 2010 04:57)

Кельты.. пожалуй да, жили себе тихо мирно, пока их англо-саксы не потеснили. А норманны, они же викинги носились по свету, грабили и наследили качественно, как следствие.

Конец Осени Прекрасная леди (25 Ноя 2010 13:53)

Кин
Мэтр Оливье
По этому поводу есть (драконы) есть отличный фильм, забыла как называется, дома найду - скажу. Там очень подробно и логично все описано, в том числе почему не сохранилось костей.

Мэтр Оливье писал(а):
Ничего кельтского у славян ни днём с огнём, ни под электронным микроскопом не найдешь.


Ну... кстати всякие "кельтские" плетенки с головами и ногами? Они были распространены повсеместно .И у славян, и у кельтов и у скандинавов. Собственно во всей Европе. Хотя, возможно вещь украшенная подобным рисунком через викингов(варягов) могла попасть куда угодно. Приехал, награбил, уехал, продал... А там мастера повторят если понравится.

Кин Прекрасная леди (27 Ноя 2010 01:17)

Конец Осени писал(а):
Кин
Мэтр Оливье
По этому поводу есть (драконы) есть отличный фильм, забыла как называется, дома найду - скажу. Там очень подробно и логично все описано, в том числе почему не сохранилось костей.


Очень бы хотела знать, что ж это за фильм Smile

Чтоб тема жила, буду выкладывать кратенькую инфу о представителях этого жанра. Начну, пожалуй с Ольги Григорьевой.

Григорьева Ольга Анатольевна родилась в Ленинграде в 1966 году. Родители — инженеры, брат — поэт, писатель, журналист Дмитрий Григорьев. Занималась спортом (плаванием), десятикратная Чемпионка СССР, мастер спорта международного класс, призер многих Спартакиад, Чемпионата Европы. После окончания школы пошла учиться в институт (ныне Академия) им. Лесгафта. На втором курсе получила предложение из Ленинградского Университета о переходе на факультет журналистики, однако отказалась и по окончании института стала работать тренером в бассейне Военно-морского флота. Родила сына Максима. Первую книгу писала для него, в тетрадях, во время поездок с сыном на дачу (чтобы не скучал в электричке). В 1996 году вышла первая книга Ольги Григорьевой «Ладога». Автор вошел во вкус, плотно занявшись изучением славянской и скандинавской истории. И в 1997 году был создан роман-фэнтези «Берсерк», который неоднократно переиздавался (общий тираж составил около 100 тысяч экземпляров). В 1997 году был написан в стиле исторического фэнтези роман «Колдун». С 2002 года автор стала сотрудничать с издательством «Крылов», где были изданы ее книги: «Фаворитка» (2002 г.), «Стая» (2005 г.), «Набег» (2006 г.), подарочное издание «Стая. Набег» (2006 г.). В 2007 г. автор решил вернуться к теме своей первой книги. По ее мотивам были написаны «Тень Волка», «Священный Призрак», впоследствии собранные в одном подарочном издании под общим названием «Старая Ладога» (2007 г.). В 2008 году вышла новая книга из цикла «Старая Ладога» — «Колесо ведьм». Для своих произведений автор использует известные исторические события, стараясь максимально придерживаться исторических фактов, при этом увязывая их с верованиями и представлениями наших предков о взаимодействии материального и духовного.
За книгу «Набег» Ольга Григорьева была удостоена Гоголевской премии 2007 года в номинации «Вий».
Ольга Григорьева является также автором трёх детективных романов: они написаны в соавторстве с Владимиром Колосовым и вышли под псевдонимом Феликс Юсупов. Позднее писательский дуэт распался и Колосов продолжил творить под именем Юсупова уже единолично.

Reine deNeige Прекрасная леди (29 Ноя 2010 13:28)

В том же номере, где была статья, указанная в первом посте, в "Зоне развлечений" был и комикс наглядно иллюстрирующий различия фэнтези славянского и западноевропейского Very Happy . Поискала по сети скан, не нашла, но если очень интересно - со своего номера могу сосканировать и выложить.
И в тему этих различий - помню читала статью, вот только бы вспомнить, у кого это было... ой, память девичья... Сапковский, что ли, "Мир короля Артура"? В общем, там как раз есть пассаж о западноевропейском фэнтези, опирающемся на артуровский миф, который в свою очередь опирается на мифологию кельтов... и о славянском мире, такого же мономифа не имеющего, отсюда различия.
Мэтр Оливье писал(а):
Так что же получается, ОНИ (драконы) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ? Ведь не могли же перейти устные сказания из Японии в Америку?

В принципе могли - вместе с переселенцами, которые шли по некогда существующему перешейку между Чукоткой и Аляской, отчего коренными жителями Америки и являются монголоиды, которые ближе всех живут . Там же шлялись всякие животные. (Но вот интересный факт, лошади в Америку так и не проникли, их там не было до послеколумбовых времен. Даже знаменитые мустанги, воспетые авторами приключенческих романов и даже Голливудом - "всего лишь" одичавшие потомки завезенных всякими конкистадорами лошадок.)
Мэтр Оливье писал(а):
во всех мировых эпосах встречаются пресмыкающиеся огромных размеров:

Есть множество событий и реалий, сказания о которых распространены повсеместно - от какого-нибудь амазонского племени до японцев: потоп, например, великаны, дикие люди, драконы, скрытые города или даже страны. Тема жутко интересная, теорий ученые понавыдумывали... но боюсь, тут это будет офф-топом и я схлопочу что-нибудь за оба предыдущих абзаца Wink .

dan  (29 Ноя 2010 14:38)

Кин писал(а):
Кельты.. пожалуй да, жили себе тихо мирно, пока их англо-саксы не потеснили.

Кельты - (предположительно) первая волна индоевропейских народов в Европе, заселили её ещё во втором тысячелетии до нашей эры. И были они одним из самых воинственных народов. Так что "тихо-мирно" - это натяжечкаSmile Весьма активно контактировали с античными цивилизациями. Известные галлы - кельты. А вот германские племена пришли попозже (вторая волна индоевропейцев), где-то во II-I веке до н.э. И здорово кельтов потеснили. Так что, кельты не от англо-саксов пострадали, то есть, и от них тоже, но это уже - заключительный аккорд.
Ну а теперь о фентези, славянском и не очень.
В основе фентезийных произведений лежит народный эпос. И таки да, в основе классического фентези - артурианский цикл, изрядно дополненный и исправленный (с) мотивами кельтской и германской (скандинавской) мифологии. И той и другой - потому что они сосуществовали, как сосуществовали практически на одной территории их народы-носители. Причём и кельтская и скандинавская мифология - устоявшиеся, полноценные мифологии со своими пантеонами, списками героев и описанием событий.
А вот со славянской мифологией дело обстоит не так просто.
Во-первых, мифологические воззрения славян не успели выкристаллизоваться в самостоятельную полноценную мифологию. Как книга называется, которую Tsiv читала? Правильно, "Язычество Древней Руси" (автор Б.А.Рыбаков - если кому интересно). Язычество, но не мифология. То есть, была вера в сверхъестественные силы, были религиозные обряды, но не было единого представления о том, кто кем является и кто с кем как связан. Не было пантеона, не было героев. И много чего ещё не было из того, что формирует мифологию как единую систему мировоззрения и религии.
Во-вторых, причиной такого положения дел во многом оказывается то обстоятельство, что славяне как племенное образования были: а) очень многочисленны, б) занимали большую территорию, в) испытывали серьёзное "мифологическое" воздействие как со стороны предков (иранские мотивы) и родственников (скандинавские и балтские), так и со стороны соседей (тюркские, финно-угорские и те же скандинавские и балтские).
В результате у разных славянских племён образовались разные пантеоны, на разных территориях признавали в качестве главного - разных богов, да и списки их несколько различались. Неспроста ведь Владимир, до Крещения Руси, пытался как-то систематизировать религиозные воззрения и составить славянский (точнее - восточнославянский) пантеон.
Героев вообще не было (или не осталось в памяти). Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - это персонажи изначально дружинного эпоса, к тому же - уже христианского периода, то есть, к языческой мифологии имеют весьма относительное касательство. Только что сражаются с "нехристью".
Так что, славянское фентези отличается от западноеропейского (будем считать, что артурианскому циклу соответствуют былины) в первую очередь тем, что оно не может использовать в качестве основы разработанную мифологию. Но в этом есть и плюс - можно создавать собственнуюSmile
P.S. Reine deNeige
Цитата:
Но вот интересный факт, лошади в Америку так и не проникли, их там не было до послеколумбовых времен.

Были там лошади, точнее предки, но они оттуда ушли в ЕвразиюSmile. Вот люди - туда, а лошади - оттуда. Правда-правда.

МышеХомяк Прекрасная леди (29 Ноя 2010 19:44)

Поддерживаю dan

и вставляю свои пять копеек: более-менее полноценных памятников о славянском язычестве не осталось, вот каждый и изощряется, как может, и рассчитывает радиус кривизны Колеса Фортуны.

Элен Прекрасная леди (30 Ноя 2010 01:31)

dan писал(а):
кельты не от англо-саксов пострадали, то есть, и от них тоже, но это уже - заключительный аккорд.


Англы и саксы - это тоже германцы, как и скандинавы, кстати. А как заключительный аккорд, пострадали от них кельты, населявшие Британские острова; от англов и саксов - в Y веке, от скандинавов, уже вместе с англами и саксами - ещё позже.

Татьяна П. Прекрасная леди (30 Ноя 2010 03:04)

Кстати, а как вы относитесь к Синицыну, с его циклом о Скалолазке? Вроде тоже фэнтези, хотя славянским его не назовёшь, но и с западным тоже рядом не лежало... То, как он перекраивает мировую мифологию под изобретённую им цивилизацию прелюдий - даже поразительно, но на момент чтения книги - убеждает! Даже по нашей сказке о живой и мёртвой воде прошёлся...

dan  (30 Ноя 2010 10:49)

Элен писал(а):
Англы и саксы - это тоже германцы, как и скандинавы, кстати. А как заключительный аккорд, пострадали от них кельты, населявшие Британские острова; от англов и саксов - в Y веке, от скандинавов, уже вместе с англами и саксами - ещё позже.

Оффтоп! А в чём проблема? Да, англосаксы и норманны - германские племена. Разве у меня утверждается иное? Суть моего предыдущего выступления в том, что кельтов вытеснили (как господствующее население) германцы сначала с материка, а уж потом - додавили их на Британских островах. Причём речь идёт не столько о физическом изничтожении, сколько об амальгамизации и ассимиляции. Оффтоп!

Pilot Горячий кабальеро (4 Дек 2010 18:11)

Артуровский цикл, как мне кажется, приобрел окончательное оформление в произведениях Томаса Мэлори. Все остальное - подражание и продолжения, некая аналогия современных фанфиков. На территории славянских государств, так уж получилось, поначалу просто не нашлось авторов уровня Т.Мэлори, а когда появилась светская литература, - век так XVIII, - те основы, что могли служить фундаментом славянского фэнтези, уже размылись и были отнесены в разряд "низкой" литературы, так что мифами и легендами славян, особенно Северо-Востока, никто всерьез и не занимался. Вот поэтому полноценное славянское фэнтези и стало развиваться только в последние годы, причем в основном либо на основе былин, либо на основе народных сказок, либо вообще непонятно на чем. Серьезно этим, кажется, у нас только и занимаются Григорьева, да еще Рудазов: у него есть книга "Преданья старины глубокой", как раз на основе булин и русских сказок, только сегодня в магазине видел.

Мэтр Оливье Прекрасная леди (5 Дек 2010 01:33)

Pilot писал(а):
Рудазов: у него есть книга "Преданья старины глубокой"

Вот эта, что-ли?

Честно? Чушь собачья... Книга на "раз прочитать и забыть в автобусе" (Так и появились буккроссеры)...

dan  (5 Дек 2010 06:57)

Pilot писал(а):
На территории славянских государств, так уж получилось, поначалу просто не нашлось авторов уровня Т.Мэлори,

На территории большинства (но не всех) славянских государств не было жанра рыцарских романов, в силу отсутствия самого феномена рыцарства.
Pilot писал(а):
те основы, что могли служить фундаментом славянского фэнтези, уже размылись и были отнесены в разряд "низкой" литературы

Вообще-то, эти основы (что в славянском, что в западноевропейском фентези) - фольклор и хроники (летописи). Первое - вообще не литература, а вторые - никем и никогда не относились к "низкой" литературе. И как они могли "размыться", ежели изначально и в фольклоре и в хрониках большинству событий даётся по несколько описаний?
Pilot писал(а):
мифами и легендами славян, особенно Северо-Востока, никто всерьез и не занимался

Ну это Вы погорячились. Поздновато, может быть, занялись, но с середины 19 века сбором и изучением восточнославянского (про остальное славянство не знаю, но, думаю, и там были свои исследователи) фольклора занимались весьма активно. Могу навскидку троих исследователей назвать: Миллера, Афанасьева, Проппа. Но их больше, конечно.
Pilot писал(а):
Серьезно этим, кажется, у нас только и занимаются Григорьева, да еще Рудазов

Серьёзно этим занимаются специалисты и энтузиасты-любители, достигающие уровня специалистов. А художественная литература - это обработка и использование существующих в фольклоре героев и сюжетов, исторических событий и мифов. Григорьева - да, это использует, ещё можно вспомнить Марию Семёнову. А про Рудазова не знаю - это произведение читать не довелось.

МышеХомяк Прекрасная леди (5 Дек 2010 15:06)

dan писал(а):

Вообще-то, эти основы (что в славянском, что в западноевропейском фентези) - фольклор и хроники (летописи). Первое - вообще не литература, а вторые - никем и никогда не относились к "низкой" литературе.

dan

Помнится мне очень хорошо еще со времен 2 курса, что хроники совсем даже не летописи, примерный европейский аналог называется АННАЛЫ; хроники тоже бывают разными, и есть и такие, которые современниками считались самой что ни на есть низкой литературой. - это я городские хроники имею в виду, ну когда они появились, естественно. http://www.twirpx.com/file/113550/
Оффтоп! Да и вообще сведения там очень оригинально собраны: я так до сих пор угораю, что там сначала написано про то, что в год такой "УМЕР СЛОН", а ПОТОМ сообщается о смерти одного из сыновей Карла Великого. КТо захочет проверить - это из каких-то из Лоршских анналов [/off] Оффтоп!

al_from_aachen Горячий кабальеро (5 Дек 2010 18:34)

МышеХомяк писал(а):
Оффтоп! Да и вообще сведения там очень оригинально собраны: я так до сих пор угораю, что там сначала написано про то, что в год такой "УМЕР СЛОН", а ПОТОМ сообщается о смерти одного из сыновей Карла Великого. КТо захочет проверить - это из каких-то из Лоршских анналов [/off] Оффтоп!


Сыновей у Карла Великого было много. А слон Абуль-Абас - один на всю Европу. И подарил его Карлу, между прочим лично Гарун Аль-Рашид.
Вот тут мой приятель Юра Аршанский рассказывает эту историю целиком.

http://www.proza.ru/2008/01/08/336

dan  (5 Дек 2010 21:24)

МышеХомяк писал(а):
Помнится мне очень хорошо еще со времен 2 курса, что хроники совсем даже не летописи, примерный европейский аналог называется АННАЛЫ

Одно из значений слова "хроника" - запись исторических событий в хронологической последовательности, летопись, один из основных видов средневековых исторических сочинений;ХРОНИКА ж. греч. временник, записки современника, летопись, бытопись (Толковый словарь В.И.Даля); Запись событий в хронологической последовательности (истор.). Средневековые хроники. Хроники Георгия Амартола. Русские хроники называются летописями. (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова)Хотя, спорить не буду, вероятно, историки используют этот термин для обозначения текстов, отличных от летоописных., а аналогом летописи в Европе считают анналы. И если для Вас это принципиально, можете читать "анналы" вместо "хроники". Впрочем, я думаю, Вы и так поняли, что имелось в виду.
Кстати, в русских летописях тоже встречаются весьма оригинальные представления о том, что важно, а что - нет.
Вопрос - какое отношение эти особенности терминологии имеют к обсуждаемой теме? Wink

Pilot Горячий кабальеро (11 Дек 2010 18:28)

dan писал(а):
Ну это Вы погорячились. Поздновато, может быть, занялись, но с середины 19 века сбором и изучением восточнославянского (про остальное славянство не знаю, но, думаю, и там были свои исследователи) фольклора занимались весьма активно. Могу навскидку троих исследователей назвать: Миллера, Афанасьева, Проппа. Но их больше, конечно.

Возможно, уважаемый dan. Не буду спорить. В истории литературы я, честно говоря, не специалист. Но одно дело собрать и обработать тот же фольклор, и совсем другое - создать на основе фольклора и хроник литературное произведение. Мэлори смог именно создать на основе кельтских мифов литературное произведение, да еще такого масштаба, что оно вошло в мировую литературу. А вот на славянских землях своего Мэлори, увы, не нашлось.

dan  (11 Дек 2010 19:10)

Так ведь я о том и говорю (смотрите выше), что у славян не было сложившейся мифологии и связанного (в той или иной степени) с ней эпоса. Равно как и не было жанра рыцарских романов (а произведение Мэлори - именно этого жанра, к тому же, у него были предшественники), в силу отсутствия рыцарства. Соответственно, не было и основы для раннего литературного осмысления этого культурного пласта.
Так что дело не в том, что у восточных славян не нашлось своего Мэлори, а в том, что ему неоткуда было взяться.

LadyRo Прекрасная леди (15 Дек 2010 16:55)

Тема как-то решительно стартовала в теоретические дебри Smile
А как же с конкретными примерами славянского фэнтези? Почему бы не обсудить их тут?
Предлагаю начать с, так сказать, "зачинательницы" славянского фэнтези (наверняка были и раньше попытки, но ее книги первые разошлись так широко) Марии Семёновой. С созданного ею мира.

И заодно перетащу сюда вопрос, возникший в другой теме -

Цитата:
Первые фразы книг о Волкодаве.
Первой:
Отгорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым призрачным серебром.
,
В Праве на поединок:

Догорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым мертвенным серебром.
,
В Истовик-Камне и оставшихся:
Отгорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым мертвенным серебром.

Мне интересно, у Семеновой было задумано вот это различие в полтора слова или оно так по невнимательности вышло? %)

dan  (17 Дек 2010 06:16)

Вот у меня пока одна версия (точнее - полторы!)- первоночально было задумано, чтобы все книги начинались очень похожими фразами, но не одной и той же. Но на третьей автор решила, что эта фраза - самая лучшая, самая правильная и красивая. И в оставшихся книгах использовала именно её. А другой подвариант - что автор изначально не знала, сколько будет книг, написала одну, потом - вторую. И, чтобы читатель с первой страницы понял, почувствовал, что книга - продолжение, начала её с похожей фразы, но не такой же, так как книга-то - другая. И стретьей получилось то же самое. А когда Мария Васильевна стала работать над четвёртой, то могла подумать, мол, если уж это цикл, и сколько там ещё получится книг... Пусть в оставшихся будет одна и та же фраза. Вот как-то так. То есть, я не думаю, что это различие - случайность, вызванная невнимательностью.

LadyRo Прекрасная леди (17 Дек 2010 11:08)

Ну, вобщем, да, вряд ли можно говорить о невнимательности, учитывая, сколько книги вычитываются до выпуска. Наверное была задумана небольшая разница...
А вот то, что в последних книгах разницы нет - по-моему, лишний раз говорит о том, что писались они уже без особого вдохновения, просто потому, что надо Sad Я когда из перечитываю, каждый раз не могу отделаться от этого впечатления Sad

Конец Осени Прекрасная леди (19 Дек 2010 21:22)

Так, друзья, я нашла тот фильм, про драконов (на DVD) называется Мир Драконов (Dragon's world). Замечательный псевдонаучный фильм. Всем, кому интересно - рекомендую.

Кин Прекрасная леди (25 Дек 2010 23:10)

Конец Осени
Спасибо, весьма интересно Smile

LadyRo
Мне не показаласось, что продолжения цикла писались ради, собственно, написания. Я читала неотрывно, искренне переживая все описанные там события. И ни разу не возникло ощущения натянутости и неестественности, которые достаточно часто встречаются в последнее время.

LadyRo Прекрасная леди (26 Дек 2010 01:57)

Читала я тоже неотрывно, но все-таки ощущение такое было и остается. То есть новая история - про Оленюшку - читается вообще легко, как первые книги шли когда же речь заходит о Волкодаве и окружающих - ну так оно... мелочи растягиваются, действие наоборот сжимается..Впрочем, это, конечно субъективное впечатление. Smile

Grimma Прекрасная леди (17 Янв 2011 19:03)

О-о-о-о-о да-а-а! Волкодав это шедевр! С дрожью и нетерпением дожидалась очередной книжки! Читала, перечитывала и перечитываю до сих пор! Только получилось так, что первой мне в руки попалась "Истовик-камень" и не могу сейчас всю серию читать по другому! Начинаю с логического начала и все! А сейчас (в ожидании 11-й книги ХСК) подсела на Евгения Красницкого, на его серию "Отрок". С удовольствием перечитываю (и уже окончательно замусолила) книгу Григорьевой "Стая". Кто не читал-советую!

Fyl  (11 Июл 2011 08:27)

Вы вероятно имели ввиду Русь-ский фэнтези?

Потому как в фэнтези со славянскими мотивами мировые гранды есть, и имена им никак не Никитин-Семенова-Рудазов. Как, какие?!

ГОГОЛЬ (!). СЕНКЕВИЧ (!!)... и, однако, САПКОВСКИЙ.

Тиа Хон Прекрасная леди (29 Дек 2011 17:26)

А кто-нибудь читал такого писателя как Евгений Красницкий?
Чес слово его "Отрока" стоит иметь на полке! Smile

Skiv Горячий кабальеро (29 Дек 2011 17:36)

Тиа Хон
"Отрок" все таки больше альтернативная история Руси, чем славянское фэнтези. Неплохо. Но на мой взгляд очень растянут.

Flash007 Горячий кабальеро (30 Дек 2011 09:44)

Skiv писал(а):
на мой взгляд очень растянут.

Ничё, это только начало - а вот дальше планируются еще продолжения (серии, а не книги), ближайшая серия вроде будет называться "Сотник" (первая книга по идее должна уже скоро появиться)... Smile

Так что если считать что сейчас "растянут", то что говорить с учетом дальнейших планов ? Smile

А если серьезно - у меня нормально пошло, "растянутости" я не ощутил... Да и к фэнтези вполне относится по всем признакам, то что при этом тут еще и альтернативная история - основе не помеха.

Первую книгу прочитал много лет назад, а вот этим летом перечитал всю серию скопом.

Skiv Горячий кабальеро (30 Дек 2011 12:49)

Flash007
Так я и говорил не о первой книге, а о серии. Читал их почти подряд, вот и вышло ощущение растянутости.
Такое впечатление, что автор сначала нацелился на трилогию:
Отрок,Сотник,Князь. А в процессе увлекся, вот и выходит в каждой по три! Laughing

Тиа Хон Прекрасная леди (30 Дек 2011 16:21)

Flash007
Skiv
Учтите, что одновременно с "Сотником" выйдет и дополнение к "Отроку" Very Happy
Обложки уже есть

Flash007 Горячий кабальеро (31 Дек 2011 13:23)

Skiv писал(а):
Такое впечатление, что автор сначала нацелился на трилогию:
Отрок,Сотник,Князь. А в процессе увлекся, вот и выходит в каждой по три!

Как по три ?! В "Отроке" уже 6 (шесть !) книг...

Тиа Хон писал(а):
Учтите, что одновременно с "Сотником" выйдет и дополнение к "Отроку"
Обложки уже есть

Это получается "Отрок" седьмая будет книга в серии ? Или какой-нибудь приквел/сиквел/вбоквел ?

Хотя пусть, лишь бы сам писал, а не негры нанятые, а то потом пытаешься такое читать и удивляешься - начало серии было неплохое, и куда все потом делось ?!

Тиа Хон Прекрасная леди (31 Дек 2011 20:16)

Flash007
По поводу "Отрока"
Flash007 писал(а):
приквел/сиквел/вбоквел

скорее другой взгляд на события Rolling Eyes
(Я не хотела! Честно!) Красницкий вычитку делал, а катали две девчонки с форума

Flash007 Горячий кабальеро (31 Дек 2011 21:07)

Тиа Хон писал(а):
Цитата:
Flash007 писал(а):
приквел/сиквел/вбоквел

скорее другой взгляд на события Rolling Eyes

Т.е. (слегка утрируя) нас теперь ожидают (по типу "Сумерек" Майерс) шесть тех-же первых книг "Отрока", но только от лица... деда например, потом опять они же от лица... еще кого-то, потом еще и еще ? Shocked

Да... Это круче чем какой-нибудь сиквел... Надеюсь я просто не так Вас понял...

С Новым Годом !

Тиа Хон Прекрасная леди (7 Янв 2012 23:55)

Flash007
Посмотрим! Хотя я с самого начала и читала черновики, но... что там после редактуры останется?..