Историческая фантастика
<А это что за зверь?Ну. если им так хочется, пусть будет.>
Лайон Спрэг де Камп «Да не опустится Тьма!»
Отчасти роман о приключениях американского археолога Мартина Пэдуэя, который из Италии времен Муссолини перенесся во времена готского владычества, навеян классической хронооперой Марка Твена. Однако по сути это уже настоящая альтернативная история, хоть и решенная в ироническом ключе. В отличие от героя Твена, Пэдуэю удалось повернуть колесо Истории в иную сторону. Прогресс восторжествовал — Тьма так и не наступит?
<Начал, бросил. Все по той же самой причине, не "приживаются" во мне "импортные" импланты. =))>
Филип К. Дик «Человек в высоком замке»
Великолепный образчик серьезной и драматической альтернативной истории — без попытки состряпать легкую развлекательную авантюру. Дику удалось создать очень достоверный мир, где Германия и Япония выиграли Вторую мировую войну. Однако АИ автор не ограничился — у романа есть и метафизическая подоплека, связанная с любимой темой Дика о нереальности окружающей человека действительности. Вот откуда у «Матрицы» ноги растут!
<Вот теперь Дик может на основании слов составителей вчинить иск создателям "Матрицы" =)) Для меня на сегодняшний день в АИ существует только одна действительно серьезно обоснованная практически со всех сторон книга. Это Буркатовский "Вчера будет война". Спорить не собираюсь, на вкус и цвет... >
Андрей Валентинов «Око Силы»
Сам термин «криптоистория» появился благодаря творчеству Валентинова — конкретно циклу «Око Силы» (впрочем, на Западе направление «тайной истории» существовало давно). Цикл — масштабное, хоть и несколько наивное полотно, где с иных ракурсов рассматривается наша история на протяжении многих десятилетий. Оказывается, любимые вожди советского народа были... тссс... черт-знает-кто! И вообще, все не то, чем кажется!
<Ну захотелось составителям дать такую аннотацию, кто же им доктор.>
Кэтрин Куртц, цикл о Дерини
Самая проработанная и детализированная фэнтезийная псевдоисторическая эпопея с особым упором на теологические и нравственно-психологические проблемы. Куртц даже написала несколько «исторических» трудов о различных аспектах жизни дерини — людей, одаренных паранормальными способностями. Однако повышенное внимание автора к стилизации текста под тяжеловесную староанглийскую литературу не позволило циклу обрести массовую популярность.
<Но коммент. Не читал.>
Вера Камша «Хроники Арции»
Первые романы цикла — громоздкое и неуклюжее подражание Перумову. Однако, начиная с третьего тома, Камша сменила вектор в сторону псевдоисторической фантазии, взяв за основу период английской Войны Роз и творчество Джорджа Мартина. И цикл зажил заново, благодаря галерее ярко прописанных персонажей. Ныне Вера Камша — один из немногих отечественных авторов, сочиняющих книги на уровне лучших мировых образцов.
<Как бы это помягче? Сделаю вид, что забыл про "на уровне лучших мировых образцов". =)) Для меня хорошая книга, это мир, в который ты ныряешь целиком, не обращая уже внимания на то, что ГГ меняет обойму в револьвере, а главный злодей прокручивает барабан в пистолете. Когда ты не читаешь слова и предложения, а живешь тут и сейчас. Честно пытаюсь читать каждую новую книгу Камши, кто-то их регулярно в нашу библиотеку отдает. Хватает страниц на двадцать-тридцать. Так и остается впечатление НАГРОМОЖДЕНИЯ букАФок. Может быть, в следующем перерождении моя новая сущность найдет тайный и высокий смысл в этих буквосочетаниях (тм). Опять мое личное мнение никого ни к чему не обязывает.>
Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»
Кларк нарисовала удивительно достоверный образ магической Англии начала 19 века. Книгу можно с полным правом назвать исторической — вот только история здесь подразумевается не реальная, а «литературная». Фактически, роман — идеальная стилизация под английскую классическую литературу. Как будто Кларк не сочинила его сама, а получила рукопись прямиком из параллельного мира, где все эти события происходили в действительности.
<Но коммент. В обоих смыслах, книг не читал, аннотация на совести составителей.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Джон Р. Р. Толкин «Властелин Колец»
«Библия» современного фэнтези, соединяющая приключенческий роман, аллегорическую притчу, лингвистико-мифотворческий эпос, философско-морализаторскую фантазию. Поначалу Толкин сочинял сказку для своих детей, которую затем опубликовал под названием «Хоббит» (1937). Работа над продолжением затянулась почти на 20 лет, принеся весьма неожиданный результат. Эпигоны до сих пор используют наработки Толкина для многочисленных эпопей.
<Не мой автор. Да и фильм смотрел только в версии Гоблина. На мой личный вкус, нудно, затянуто, скучно.>
Урсула Ле Гуин, цикл о Земноморье
Серия романов и рассказов, объединенных магическим миром Земноморья, хотя основная часть славы цикла приходится на трилогию о волшебнике Геде. Большое внимание уделено внутренним переживаниям героев. Тщательно описанная автором магия напоминает альтернативную науку. Наряду с «Хрониками Амбера» Роджера Желязны трилогия о Геде оказалась среди главных фэнтезийных книг «новой волны».
<Но коммент. Западная и славянская (конкретно славянская. со всякими языческими богами и мудрыми старцами) не мои книги.>
Терри Брукс «Меч Шаннары»
Заслуга этого заурядного романа — в массовой популяризации фэнтези. До того большим тиражом издавался лишь Толкин, да и то он котировался как специфический автор для «продвинутых» читателей. «Меч Шаннары» — первое фэнтези современного автора, вошедшее в список бестселлеров газеты New York Times и продержавшееся там около полугода. Без успеха этой книги в англоязычной фантастике не было бы фэнтезийного бума.
<Ключевое слово "заурядный". Даже "послезнание" составителям не помогло. Ну не было бы Брукса, издатели раскрутили бы фэнтези на чем-то другом. Книга действительно слабая, прочел от избытка свободного времени на дежурстве у "красной кнопки". =)))>
Джордж Мартин «Песнь льда и пламени»
Новый канон эпопеи — не зря у Мартина объявилось так много последователей. Считается, что на создание «Песни» автора вдохновила война Роз, однако то же самое можно сказать о любой другой войне: писателя интересуют не военные действия, а мораль и психология «времен негодяев». Толкин опирался на мифологическо-литературные источники, Мартин же берет за основу настоящую жизнь со всеми ее полутонами. Итог — масштабное фэнтезийное полотно, выглядящее как реальная история.
<По книге Но коммент. Не читал. А для аннотации у меня всегда найдется пара добрых слов. =)) Какие выражения умеют находить составители! =)) Если они это все сами придумали, их надо издавать сразу в формате ПСС. =))>
Анджей Сапковский «Ведьмак»
Стартовую книгу рассказов о Ведьмаке можно счесть основоположником славянского героического фэнтези. Правда, польский писатель создавал свои рассказы, используя приемы иронического постмодернизма, что выделило их из однотипной массы фэнтезийных боевиков. В последующих книгах цикла Сапковский нарисовал удивительно достоверный магический мир, населенный нетрадиционными героями, которые участвуют в эпических событиях.
<Не мой автор. Не буду повторять то, что уже было в другой ветке.>
Ник Перумов, цикл об Упорядоченном
«Кольцо Тьмы» — подражание и одновременно несколько наивная попытка полемики с Толкином — стало первой фэнтезийной эпопеей в истории отечественной фантастики. Затем Перумов создал еще несколько циклов, связав их между собой единой вселенной Упорядоченного, подчиненной общим законам Равновесия. Хотя творчество Перумова не свободно от серьезных недостатков, его влияние на развитие русского фэнтези неоспоримо.
<Не мой автор. А составители продолжают зажигать. =)) Влияние любого, издающегося регулярно и приличными тиражами, автора на что угодно неоспоримо. Хоть на появление толпы подражателей, хоть на желание издателей раскрутить явного НЕграфомана.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Воскресенье, выходной, интересно, хватит меня за сегодня добить список? =))
Героическое и приключенческое фэнтези
<Во, вспомнил! "Осетрина бывает только одной свежести!" (С). Ладно, я тоже бываю занудным и придирчивым. даже вот взялся "попаданцев" отделить от АИ. =)) Так что претензий по рубрике нет.>
Роберт Говард, цикл о Конане
Эталон героического фэнтези. Говард написал лишь два десятка рассказов и небольшой роман, но путь Конана-варвара продолжается до сих пор. Схожие рассказы о фэнтезийных суперменах сочиняли и другие авторы, однако Говард оказался наиболее талантливым, создав не просто непобедимого героя, но и яркий «доисторический» мир. Несмотря на раннюю смерть, он оставил массу черновиков, которые с толком использовал Лайон Спрэг де Камп, возродивший легенду о Конане.
<"Эталон, эталон алых роз". Или я слова попутал? =)) Для полноты ощущений составителям не мешало бы уточнить, что львиная доля в русскоязычной серии про Конана (вроде издательство "Северо-Запад" начинало?) написано русскими авторами под "импортными" псевдонимами.>
Фриц Лейбер, цикл о Фафхрде и Сером Мышелове
Лейбер придумал сам термин «героическое фэнтези», но вклад его этим не ограничивается. Цикл о двух отважных авантюристах — северном варваре-богатыре Фафхрде и ловком выходце из городских трущоб Сером Мышелове — вовсе не клон Конана. Лейбер далеко отошел от канонов кровавой героики, создав произведение, наполненное иронией, тщательно разработанными характерами персонажей, литературной игрой с традиционными мифологическими архетипами.
<"А ведь могут, когда хотят!" (С) =)) Читал, вроде нормально, пока перечитывать не тянет.>
Роджер Желязны «Хроники Амбера»
Сочетание приключенческой НФ и мифологического фэнтези с сильным привкусом философии и эзотерики. Базовую идею о центре мироздания, его бесчисленных Отражениях и правящей там семье, опутанной сетью интриг, Желязны позаимствовал из цикла Фармера «Многоярусный мир». Но отсылки к мифологии и литературе, создание психологически достоверных персонажей, превратили «Хроники Амбер» в нечто гораздо большее, нежели увлекательная авантюра.
<Но коммент. Не мой автор.>
Маргарет Уэйс, Трэйси Хикмэн «Сага о Копье»
Наглядное доказательство того, что книга, основанная на настольной игре, вполне может быть достойным чтением. «Сага о Копье» завоевала любовь многочисленных читателей по всему миру, подарив фэнтези образ одного из самых харизматичных магов — Рейстлина. К сожалению, со временем цикл погряз в бесконечных однообразных продолжениях, но оригинальная трилогия все еще остается эталоном игровой новеллизации.
<Но коммент. Не читал.>
Мария Семёнова «Волкодав»
Первой отечественной героикой на славянскую тему был роман Юрия Никитина «Трое из Леса», однако наибольший резонанс, массовую популярность и культовый статус приобрела все же начальная книга о Волкодаве из рода Серых Псов. Главные ее достоинства — качественный литературный язык и глубокая этнологичность, для чего автор щедро использовала свои немалые познания в области истории и традиций околославянских племен и народностей.
<С эпитетами надо поосторожней. На нормальных исторических форумах за некоторые дифирамбы в адрес автора могут табуретками закидать. Про личное отношение к славянской фэнтези писал выше, могу только добавить, что вторая книга, которую имел неосторожность почитать, оставила впечатление полного УГ.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
«Тёмная» фантастика
<Не моя тема. Некоторых авторов читал, даже не подозревая, что попал в запретную зону. =))>
Говард Филлипс Лавкрафт, рассказы
В начале 20 века официальная наука утверждала, что жизнь на планете существует уже многие миллиарды лет, предполагая также, что за пределами Земли лежат неведомые космические пространства. Все эти бездны времен и расстояний пугали — и Лавкрафт сумел выразить эти страхи. Но, что важнее, писатель создал для своих произведений единый мифологический фон. Его повести, в должной пропорции смешивающие сказанное и скрытое, по сей день будоражат воображение читателей.
<На любителя. Для меня автор кончился моментально, после единственной книги, где буквально через страницу вытаскивал "бога из машины".>
Энн Райс «Интервью с вампиром»
Роман, открывший очень популярную серию, ставшую эталоном «вампирской» фантастики. Райс с совершенно новой стороны взглянула на привычный образ кровососа-упыря — естественного врага человека. Вампиры в ее книгах — существа страдающие, они лишь зеркало, отображающее человеческие достоинства и недостатки. Роман положил начало океану схожих по тематике книг о рафинированных кровососущих эстетах.
<Составителям полезно прочитать В.Липатова "Серая мышь". В США узаконили службу в армии "голубых" и "розовых". Скоро в рамках политкорректности будем права сексуальных маньяков защищать. У совести и порядочности есть только два состояния. Развивать мысль надо?>
Стивен Кинг «Кэрри»
Дебютный роман Кинга — не лучшая его книга. Он сам называет «Кэрри» ученической ерундой, и во многом прав. Однако именно этот роман: а) открыл миру будущего властелина ужасного жанра, б) заложил многие магистральные темы его творчества, в) оказался первым кирпичиком в арене провинциальной Америки, где разворачивается действие почти всех книг Кинга, и г) стал во многом новаторским, сделав упор на психологию героев «ужасных» историй.
<Не мой автор, не мои составители, их дети, не мои дети.>
Стивен Кинг «Тёмная башня»
Кинг считает цикл «Тёмная башня» вершиной и квинтэссенцией своего творчества. Ему не только удалось свести воедино образы и сюжеты многих своих книг, но и создать великолепный гибрид хоррора и классической фэнтезийной эпопеи, насыщенный многочисленными отсылками к мифологическим и историческим архетипам. К тому же, всегда уделяющий разработке характеров персонажей особое внимание, здесь Кинг просто превзошел себя.
<Но коммент.>
Клайв Баркер «Книги крови»
Сплаттерпанк — очень много крови, которая брызжет живописными фонтанами, а насилие показано с кинематографической точностью и эстетской изощренностью. Баркер настолько талантлив, что самые кошмарные его придумки выглядят абсолютно реалистично. «Книги крови» гениальны, но читать их нервным, малолетним и беременным не рекомендуется. Короче, если хотите сохранить рассудок, держитесь подальше от Гримпенской трясины баркеровского таланта!
<Доктор Менгеле тоже был по своему талантлив, ога. Составителям двадцать пять лет одиночки с обязательным чтением ВСЕХ книг "темной фантастики" ежедневно. Питание трехразовое, понедельник, среда, пятница.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Мифологическая фантастика
<Из всех предложенных читал только Желязны. да и то совсем другое. Если кто-то захочет комментировать конкретные книги, буду благодарен. Полемизировать с составителями уже слегка задолбало, да и отвратно, после их пассажей о "темной фантастике".>
Лорд Дансени «Боги Пеганы»
Задолго до появления «Властелина Колец» Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, восемнадцатый барон Дансени, придумал страну Пегану и населил ее людьми, волшебными существами и богами. В его небольших рассказах не было ни явных аллегорических параллелей, ни литературных игр. Это волшебные истории в чистом виде, маленькие шедевры, которые повлияли на многих отцов-основателей жанра, от Лавкрафта до Толкина.
<>
Теренс Хэнбери Уайт «Король былого и грядущего»
Самая знаменитая «артуриана», одна из наиболее значительных книг раннего фэнтези. Начальная повесть «Меч в камне» написана в традициях классической английской литературной сказки. Однако затем автор, используя в качестве основы книгу Томаса Мэлори «Смерть Артура», значительно усложнил свое произведение, привнеся в него элементы философского романа. Книга послужила основой знаменитого мюзикла «Камелот» и диснеевского мультфильма.
<>
Мэрион Зиммер Брэдли «Туманы Авалона»
Хотя роман Брэдли и издавался у нас, особого внимания он не привлек. Между тем, это во многом этапная книга, в которой мифологичность артурианы сочетается с феминистическими идеями, а реалистично выписанное действие разворачивается на широком историческом фоне. Книга стала международным бестселлером, долгое время уступая на Западе по популярности только «Властелину Колец».
<>
Роджер Желязны «Князь Света»
Необычная переработка классической мифологии. Герои — «как бы боги», на самом деле колонисты с Земли, которые, используя высокие технологии, играют в персонажей индуистского пантеона. Роман — одновременно увлекательный триллер и сложное метафорическое произведение о человеке, который переосмысливает свою жизнь и восстает против системы. Книгу, кстати, можно использовать как пособие для изучения индуизма.
<>
Нил Гейман «Американские боги»
Бриллиант современной мифологической фантастики, написанный с использованием приемов психологического триллера, драмы и мистического романа. Боги нуждаются в пастве, без которых они — лишь блеклые тени минувших веков. И, кто бы что ни говорил, ныне люди по-прежнему верят — только их новые божества сменили окраску... Роман — глубокомысленная притча о природе веры и поисках самого себя.
<>
<По всем книгам и авторам Но коммент. А вот составителям все-таки нашел что еще сказать. Господа, вы умудряетесь в своих аннотациях говорить очень правильные и зачастую даже очевидные вещи, но живете по каким-то другим правилам и стандартам. Попробуйте еще раз прочитать свои строки, примерить их на себя, а потом подумайте, стали бы вы включать в список для ОБЯЗАТЕЛЬНОГО прочтения некоторые книги?> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
* * *
<Судя по всему, фантазия у составителей иссякла, жанры кончились =)) Пошел "бой без правил". =))>
Артур Конан Дойл «Затерянный мир»
Самый знаменитый вклад основоположника классического детектива в фантастику. Не то чтобы Дойл был первопроходцем в области «альтернативной географии», однако именно ему удалось придумать самую захватывающую историю о путешествии горстки смельчаков, которые нашли неизведанную землю, где чудом сохранились доисторические зверушки. Роман вызвал невероятную лавину подражаний, фактически превратившись в архетип, что бывает крайне редко.
<Сколько там по науке основополагающих сюжетов со времен Гомера и Ко? Четыре? Так что с редкими архетипами не в кассу. И по поводу "Самый знаменитый вклад" не очень серьезно. Открываем ПСС, картина маслом. Практически ни одну вещь невозможно втиснуть в жесткие рамки одного жанра. Честь и хвала мистеру Артуру, а составителям очередной минус за очередную попытку оградить любопытного читателя от общения с мировой литературой. =))>
Мервин Пик «Горменгаст»
Причудливая трилогия, решительно выламывающаяся из любых рамок и определений. Смесь Диккенса и Кафки, фантасмагория, гротеск, притча — и все это написано изысканным стилем. История гигантского замка и одного из его обитателей стала вехой в фантастической литературе. У Пика не было последователей, потому что он одновременно открыл и закрыл тему: можно позаимствовать в «Горменгасте» те или иные образы, однако стиль автора имитировать невозможно.
<Строгая имитация чего-либо называется плагиатом или контрафактом. Знающие люди меня поправят, если накосячил с терминами. Что касается самой книги, то смотрите ниже про "Мастер и Маргарита". На мой личный взгляд, читается труднее, чем МиМ, но совершенно не считаю, что время зря потратил.>
Филипп Хосе Фармер «Любовники»
Секс в фантастике долгое время был под негласным запретом. Первым, кто нарушил его, стал великий эпатажник Фармер. Его повесть «Любовники», позже переписанная в роман «Грех межзвездный», естественно, не порнография. Но затронутые автором проблемы инопланетной биологии и весьма необычного, если не сказать извращенного, секса были для НФ пятидесятых годов вещью абсолютно новаторской.
<Но коммент. Составителям очередное пфе по поводу категоричных формулировок.>
Пол Андерсон «Патруль Времени»
Серия Андерсона — приключенческая фантастика, но авантюра здесь не самоцель, а лишь средство задуматься над серьезными проблемами. Концепция специальной секретной службы, которая предотвращает несанкционированное вмешательство в ход истории, дабы избежать глобальной временной катастрофы, породила легион подражателей. Справедливости ради уточним: «полицию времени» придумал все же не Андерсон, а Бим Пайпер.
<Справедливости ради, и в духе самих составителей надо было сначала про Пайпера, который "придумал", но потом что-то там не оправдал/не потянул и т.д., и потом плавно перейти к П.Андерсону. Некоторые книги читал, особенно те, которые издавались в нормальном переводе и с нормальными корректорами.>
Майкл Муркок, цикл о Мультивселенной
Суперсерия, не имеющая аналогов в мировой фантастике. Муркок разработал концепцию Мультивселенной, где сосуществуют множество параллельных миров. Книги мегацикла написаны в разных жанрах — НФ, фэнтези, альтернативная история, даже реалистическая проза. Герои свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя невероятное полифоническое полотно. Особенно значителен вклад Муркока в героическое фэнтези.
<Но коммент. Не сподобился почитать.>
Филипп Хосе Фармер «Мир Реки»
Один из самых необычных фантастических миров, где на берегах гигантской Реки неведомые существа (инопланетяне, боги?) с непонятными целями воскресили всех людей, когда-либо живших на Земле. Ни больше — ни меньше! Особо пытливые воскрешенные отправляются в невероятное путешествие к истокам Реки за ответом: зачем все это? С одной стороны — оригинальная авантюрная фантастика, с другой — философская история поиска смысла жизни.
<Две или три книги прочел, дальше качество переводов убило интерес.>
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
Многоплановый философский роман, который был напечатан через много лет после смерти автора, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Книга долго считалась знаменем советской интеллигенции. Жанр трудно определить, однако ныне он замечательно вписывается в рамки современного «магического реализма» — искусственного направления, придуманного критиками для облагораживания «низменной» фантастики.
<И куда только не пытались втиснуть МиМ! Давайте я попробую добавить еще одно определение. Существует мир, в котором существует литература, в которой слова и мысли принято доносить до собеседника с помощью бумаги и букв, напечатанных на этой бумаге. Пока всем все понятно? Идем дальше. Существует мир, в котором живут люди, способные складывать слова, переносить их на бумагу. Потом эти слова читают другие люди, кто-то эти слова даже понимает, учился с автором одному языку в похожей школе. Кто-то, даже сидевший с автором на одной парте, слов автора, изложенных на бумаге, не понимает. Слово наверняка есть для такого недуга, но он нам сейчас не важен, что болезнь, что ее истоки. Иногда один автор оказывается способен написать книгу, трогающую за живое миллионы других людей, даже читающих буквы другого алфавита, или, не побоюсь этого слова, пользующихся иероглифами, а то и вообще невербальными методами восприятия. Картина получается следующая. Есть мир, есть люди, есть литература, есть КНИГА! Существовать отдельно друг от друга они НЕ могут. Они просто существуют, дополняя и обогащая друг друга. По определению. Аксиома, слово такое есть в словаре. Любая попытка втиснуть такую КНИГУ в какие-либо рамки заранее вызывает жалость к трактователям. Зачем составители в сто первый китайский раз пытаются примерить к МиМ "испанский сапог" совершенно не понятно.
Если я сказал что-то новое в литературоведении, то мою Нобелевскую премию за достижения в этой области прошу отправить в адрес любого российского детского дома. Пы.Сы. Для любителей размазать кашу по чистому столу предлагаю еще в "Пикнике..." с его знаменитым "И пусть никто не уйдет обиженным!" поискать следы влияния творчества Михаила Афанасьевича на жизненный путь братьев.>
Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
Отнюдь не Маркес изобрел латиноамериканский магический реализм, однако именно он написал программный роман этого направления. История вымышленного города Макондо тесно переплетена с историей Колумбии, а во вполне реалистичный фон вплетены фантастические события. И все это — в насыщенном символикой и яркими образами романе, который с одинаковым удовольствием читают и заядлые фанаты, и ортодоксальные «реалисты».
<Сначала сделали седьмую винду, потом придумали ПК. Логика железная, даже из корабельной брони. См. выше про МиМ.>
Питер Бигль «Последний единорог»
Эпичность «Властелина Колец» сыграла с фэнтези злую шутку: многочисленные продолжатели ринулись копировать «букву», напрочь позабыв о «духе». Бигль влил новое вино в старые мехи: он создал камерную и хрупкую вещь, в которой как раз и присутствует настоящее волшебство. Живая и мудрая сказка поражает читателей в самое сердце вот уже сорок лет подряд. Недавно Бигль написал небольшую повесть-продолжение «Два сердца» — и магия не умерла!
<Но коммент. Не читал.>
Джин Вулф, цикл о Новом солнце
Гремучая смесь фэнтези, мистики, НФ и еще один-Вулф-ведает-чего заставляет читателей до сих пор спорить о смысле тех или иных событий тетралогии. Книга для интеллектуалов? Нет — Вулф умеет и любит выстраивать динамичный сюжет. Однако крепких сюжетников в фантастике пруд пруди, а людей, обладающих таким богатым воображением, единицы — за что Вулфа и ценим. Правда, последующие книги Брийской эпопеи порядком уступают начальному циклу.
<Но коммент. Не читал.>
Чарльз де Линт, цикл «Легенды Ньюфорда»
Самый внушительный цикл «повседневного фэнтези» — волшебных историй, действие которых происходит в современном мире. Среди многочисленных романов и рассказов нашлось место для разных литературных направлений: городская сказка, триллер, психологическая драма, любовная история. Некоторые книги де Линта выглядят излишне романтично, даже наивно. Впрочем, с каких пор духовная поэзия превратилась в порок?
<Но коммент. Не читал.>
Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг «Машина различий»
«Отцы-основатели» киберпанка однажды решили позабавиться, написав своеобразную альтернативную историю, где англичанин Чарльз Бэббидж смог построить паровой «компьютер» еще в начале 19 века. При создании книги авторы использовали некоторые приметы киберпанка — немудрено, что их роман вскоре обрел ярлык «стимпанк», породив новое направление. А уж потом появился целый ворох других «панков». Неплохо пошутили...
<Прочитал, не проникся.>
Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»
Границы жанров для того и существуют, чтобы их стирать. Этот тезис не нов, однако мало кто совершал действительно революционные и успешные «попытки к бегству». В «Дочери...» Суэнвик сумел соединить, казалось бы, несоединимое: фэнтези и футурологический роман с элементами кибер- и стимпанка. Что еще важнее — такое соединение выглядит вполне естественным. Добавьте к этому увлекательный сюжет и изысканный стиль — и получите настоящий шедевр.
<Но коммент. Не читал.>
Роберт Шей, Роберт А. Уилсон «Иллюминатус!»
У нас цикл потерялся в волне последышей «Кода да Винчи». Между тем он считается самым значительным произведением фантастической конспирологии — его сравнивают даже с «Дюной»! Авторам удалось создать многомерный мир с большим количеством мастерски переплетенных сюжетных линий. Таинственное общество иллюминатов много веков осуществляет главный Заговор — впрочем, авторы довольно ироничны по отношению к массовой истерии на эту тему.
<Но коммент. Не читал. По аннотации. Так кто "родил" конспирологию? Чуть выше составители утверждают, что Валентинов. Теперь получается, что "Дюна" во всем виновата. "Бороться и искать, найти и перепрятать" (С). Это наше все!>
Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев «Дозоры»
Гибрид городского фэнтези и детективного триллера, самая коммерчески успешная серия современной отечественной фантастики. В первых романах авторы ввели в повествование элементы психологической драмы, присутствовали и философские размышления на тему нравственного дуализма. «Дозорные» истории и их экранизация немало поспособствовали популяризации у нас фэнтези, хотя последние тома заметно уступают своим предшественникам.
<На любителя, ни разу не перечитывал, да и после ЛЧП вообще книг этой тематики этих авторов не раскрывал. Про "самая коммерчески успешная серия современной отечественной фантастики" интересно. Всю правду знают только издатели, хотя конспирологи =)) могут что-то покапать.>
Дэн Браун «Код да Винчи»
Реальная ценность романа Брауна невелика. Крепкий триллер на околоисторическую тему — обычная массовая развлекаловка с претензией на «интеллектуальность». И до Брауна подобных книг писалось в избытке. Но некое эфемерное Чудо позволило именно этой книге оказаться в нужном времени и месте, чтобы стать камнем, стронувшем лавину. Итог — легион подражаний и повальная мировая мода на опусы, разоблачающие тайны веков (особенно религиозные).
<Но коммент. Брэнд он и в Африке брэнд. Чего только в моду не входит. Даже если это не на пользу здоровью.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
На такой глобальный разбор, как zybrilka, я не способна в принципе. Но от пары-тройки замечаний удержаться сложно.
Филип Пуллман «Темные начала» - ничего не хочу сказать о сюжете и морали, но язык автора очень громоздок, читается тяжело даже взрослому. В раздел "для юношества" попадает, наверное, из-за возраста главных героев. И ни намека на юмор - для англичанина более чем нетипично. Странная книга.
Мария Семёнова «Волкодав» - на фоне остальной "славянской фэнтази" выглядит действительно вполне прилично, историчных ляпов существенно меньше, чем у коллег. (В первой книге, дальше не читала. Наверное, и не буду).
Пол Андерсон «Патруль Времени» - вполне можно было бы ставить в раздел "исторические". Очень корректное обращение с реалиями тех эпох, куда заносит героев.
А в целом остаюсь при своем мнении - единого для всех списка ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ литературы быть не может, потому что не может быть никогда. Уж если Толкиена и Стругацких не все согласны считать достойными классиками, то об остальных авторах и говорить нечего. _________________ Хочешь быть счастливым - будь им!
Не мой автор. Да и фильм смотрел только в версии Гоблина. На мой личный вкус, нудно, затянуто, скучно.
книгу люблю и перечитываю достаточно регулярно. фильм смогла смотреть только в Гоблине, но там и не должно быть экшена - это глубоко философская вещь.
вообще сборники типа "все должны прочесть" чаще всего мною одобряются не больше 20%, а Вы героический человек - все это пролистать!!!
zybrilka писал(а):
Не мой автор. А составители продолжают зажигать. =)) Влияние любого, издающегося регулярно и приличными тиражами, автора на что угодно неоспоримо. Хоть на появление толпы подражателей, хоть на желание издателей раскрутить явного НЕграфомана.
назвать этого автора неграфоманом - это покривить душой - графоман, причем упертый.
zybrilka писал(а):
С эпитетами надо поосторожней. На нормальных исторических форумах за некоторые дифирамбы в адрес автора могут табуретками закидать. Про личное отношение к славянской фэнтези писал выше, могу только добавить, что вторая книга, которую имел неосторожность почитать, оставила впечатление полного УГ.
нет, в момент выхода книга была на пике - славянской исторической фэнтези вообще не существовало, кажется... по крайней мере, мне не попадалось, мне первая нравится до сих пор. думаю, стоило остановиться.
zybrilka писал(а):
Для любителей размазать кашу по чистому столу предлагаю еще в "Пикнике..." с его знаменитым "И пусть никто не уйдет обиженным!" поискать следы влияния творчества Михаила Афанасьевича на жизненный путь братьев.
советую вспомнить незабвенных "Гадких лебедей", которые перетекли в "Хромую судьбу", там напрямую введен МАБ. _________________ Я - женщина, существо слабое, а потому мстительное.
просмотрела список.
процентов 15-20 оттуда я читала.
еще процентов 5-7 не понимаю, как вообще туда попали.
короче, я не согласна с этим списком и не хотелось бы его принимать как истину в последней инстанции - половины этого не прочитала и, тем не менее, живу спокойно и самодостаточно.
Откуда: если бы понты светились, в этом городе стояли сплошь белые ночи
Резюмируя - у каждого будет свой список. И пытаться составить некий универсальный и для всех обязательный - глупость. ИМХО. _________________ Когда мужчине нечего делать - он влюбляется... (с) Кто-то мудрый.
Дело ведь не только в самом списке. Кое-кто обратил на это внимание, кого-то слишком сильно напрягла "обязаловка", поэтому они дальше уже особо не утруждали себя анализом.
Журнал, по утверждению одной из участниц форума, "не имеющий аналогов в мире" (С), среди сотрудников которого люди "профессинально разбирающиеся в литературе" (С) публикует этот список.
Казалось бы, все в порядке вещей, имеют право. Кто бы спорил. На то это и периодическое СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ издание, по статусу своему вроде обязанное нести свет истины в массы. Чем они и занимаются, судя по тематике, тиражам, объему журнала и т.п.
И тут вдруг все портит очередное "но"...
Озаглавливая тему, я специально поставил смайлик, но (вот куда деваться от этой "вредной" частицы!) оказалось, что погорячился. Надо было его развернуть на сто восемьдесят градусов. Пусть это сочтут за брюзжание и занудное морализаторство, которым нас еще со школы перекормили, но удержаться не могу.
Подобный журнал, а в частности вопросы его выживание в современных условиях, дело сложное. Но, по сравнению с многопрофильными издательствами, которые вынуждены выпускать литературу на любые мыслимые темы и вкусы, у него есть одно несравнимое преимущество. Он может ОПЕРАТИВНО, тем более сейчас, при наличии онлайн-версии, публично демонстрировать СВОЕ отношение к тому, что читатель найдет под его обложкой. И коммерческий успех журнала от этого НЕ пострадает! А в данном конкретном случае, эти самые "профессионалы"(тм) от литературы отделались дежурными фразами, большинство которых, я просто уверен, не ими составлены, а тупо скопированы из чужих обзоров. Если не скопировали, тогда еще хуже, значит они напрочь забыли одну очень известную цитату: "Вы в ответе за тех, кого приручили!"
К чему такое длинное предисловие? Банально, избито, но, тем не менее, актуально. Если у вас будет выбор предложить своему ребенку прочитать "Король Матиуш Первый", Джельсомино в стране лжецов" или шикарный дайджест из похождение Маркиза де Сада, нимфоманок периода Людовика Четырнадцатого с объемными иллюстрациями из "Камасутры", то на чем вы остановитесь? Дежурные фразы "фильм не рекомендуется к просмотру подросткам моложе четырнадцати лет" тут не катят. Не помешало бы высказать свое личное, пусть анонимное, "редакционное" мнение.
К сожалению, большинство доводов, которые я мог бы привести в обоснование своей позиции, сейчас затерты, извращены, но лично для меня они своей актуальности не утратили. Я не великий моралист, и особо примерным поведением никогда не отличался, начиная с детского садика =)), но меня совсем не привлекает жить в обществе, где, если ты не "голубой" или "розовая", то значит человек "второго сорта", где гламурно пускать сопли по поводу физиологического голода вампира или раздвоения личности сексуального маньяка: "блин, так кого трахнуть первой, эту тощую блондинку, или вон ту пышную брюнетку, вот в чем вопрос?!"
Небольшой комментарий от редакции, вроде "у этих книг есть своя читательская категория, но мы не рекомендуем их к ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ прочтению, особенно людям с еще не устоявшимися взглядами". И не было бы претензий! Коряво получилось, но литературными изысками могли, да просто обязаны были, заморочиться как раз составители списка.
Печатное слово, оно такое, да еще с онлайн-поддержкой, тут не то что топор, "Звезда смерти" не справится с единожды выскользнувшей из под пера "профессионального литературоведа"(тм) буковкой. _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Последний раз редактировалось: zybrilka (19 Апр 2010 13:15), всего редактировалось 1 раз
Забава Путятишна
Про Толкиена я догадываюсь, что не экшн =)) Но все равно, так же занудно, как и у меня, когда я чуть выше пытаюсь высказать всем давно известное =))
Перумов, да нет, не кривил я душой, хотя мастером слова его отнюдь не считаю. Коммерческий брэнд, жить и кушать хлеб, желательно с маслом, издатели тоже хотят =)) Все же получше, чем у Незнайки, когда тот пытался писать стихи =))
Семенова, "на пике", "модно", на мой вкус, не более того.
Если в очередное раз слегка перефразировать многострадального Остапа Берта Мария Бендер Бей =)), то современно состояние издательского дела во всем мире позволяет издавать что угодно, а дальше уже читатель голосует рублем.
Если скатиться в ностальгию =)), то иногда можно посетовать о безвозвратно ушедших временах, когда книгу вылизывали корректоры, консультанты, редакторы такие, редакторы сякие... И стотысячный тираж растворялся на территории одной шестой части суши со скоростью мысли =)). _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах