Reine deNeige
сходил по ссылке, почитал обоснования, мягко говоря, не проникся, если общество не против, чуть позже выложу список с сайта журнала, обоснование составителей и свои комментарии.
Пы.Сы. Заметил несоответствие - на сайте журнала нет Булгакова в списке, то ли правка на их сайте, то ли самодеятельность уже на том сайте, куда я давал свою ссылку. Если верно первое, и раньше там БЫЛ Булгаков - то сами понимаете =))
Короче, трепещите, пошел составлять комменты, ал би бэк =))))
Саурон 13 1/2
Два раза УПС =))
Нашел Булгакова, это на сайте 4Д "пошутили", раскидали довольно произвольно книги по разделам. Но суть от этого не меняется. _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
[quote="Reine deNeige"]
Для начала отвечу на этот пост, потом уже пройдемся по списку.
<2005>
Это сколько угодно, вот только про «титаническую» работу не надо с таким пафосом, это ИХ работа, за это они получают деньги. К слову, наше издание принимало участие в первой московской выставке «Мир детства», и от имени своего издания сам назначал призеров и раздавал призы на не самом захудалом мероприятии, так что знаю «кухню» всех этих номинация изнури. И про «не имеющих аналогов в мире» следовало бы более четко: «среди русскоязычных». Для справки:
Журналы СССР и СНГ
(NB: Список рабочий)
• «Уральский следопыт» (1935, 1958—)
• «Искатель» (1962—)
• «Приключения и фантастика» («ПиФ», 1988—1998)
• «Если» (1991—)
• «Фантакрим-МЕГА» (1991—1998)
• «Интеркомъ» (1991—1994)
• «Икар» (1992—1993)
• «Звёздная дорога» (2002—2003)
• «Полдень. XXI век» (2002—)
• «Мир фантастики» (2003—)
• «Реальность фантастики» (2003—)
• «РБЖ Азимут» (2006—)
• «FANтастика» (2007—)
Из 13 журналов, пара из которых издаются уже не одно десятилетие, вполне себе здравствуют восемь.
Это из вики, как раз справка по МФ, желающие могут сами посмотреть список действующих зарубежных Ф журналов.
http://shop.aviton-press.ru/?page=catalog&lev1id=1&lev2id=2&year=all
А это ссылка на инет магазин, где можно купить ПОЧТИ все номера за 2007─2009 год. То есть управленческий кризис, пик которого пришелся на март 2008, после которого уже третий главред рулит журналом, так и не закончился. Не все так гладко в королевстве датском. Для корректного сравнения надо бы уточнить периодичность, тиражи, но это желающие сами смогут сделать. Лениво было рыть на сайте, но нет ли в редколлегии или просто в штате журнала некоего Арбитмана? Это опять же к слову.
<http>
Вот здесь в точку, ссылка на 4Д внесла путаницу, там ребята наколбасили малек.
<Во-вторых, список составляли сотрудники редакции, люди не только влюбленные в фантастику, но и профессионально в ней разбирающиеся. А значащиеся в авторах Владимир Пузий и Борис Невский (как минимум, об остальных не знаю) также профессионально разбираются в литературе. В общем, широко известные в узких кругах авторитеты. >
По этому абзацу сразу несколько вопросов. Что значит «профессионально разбираются в литературе и в фантастике»?
Ваш покорный слуга более десяти лет принимал участие в издании специализированных изданий, причем, не побоюсь высокого стиля, стоял у колыбели действительно не имеющего аналогов на территории СНГ русскоязычного издания. (Пусть наш журнал не может похвалится заявленным тиражем МФ в 40к+ экземпляров, но своих читателей он имеет и вполне востребован.) Под участием я имею в виду весь цикл пре-пресс, начиная с поиска авторов, если их нет, самостоятельной подготовки материала, ну и так далее, корректура, вычитка, верстка, редактура, сдача диска в типографию. Могу я себя причислить к профессионально разбирающимся в литературе? Мой читательский стаж именно фантастики можете смело исчислять года с 1960, плюс-минус полгода. Но при всем этом при рекомендации кому-либо любой книги, не обязательно фантастики, старался делать оговорку: «на мой личный взгляд, по моему личному мнению». Что касается авторитетов, то приходилось встречаться, как в рабочем порядке, так и в неформальной обстановке с самыми различными авторами, работающими в самых различных жанрах. Вывод банально прост: если человек действительно из себя что-то представляет, он высказывает свое мнение по тем вопросам, в которых действительно разбирается профессионально, и не стесняется задавать вопросы в темах, которые ему интересны, но в которых он разбирается слабо.
<code>
Вот до чего я не люблю подобные заявления! «Знаковые», «Общепризнанные столпы» ─ с души воротит. Муроками, Пелевина, Солженицына тоже достаточное количество людей считают «рупорами истины в последней инстанции», так это их право, играйте в своей песочнице, но если начнете в нашу кидать камни с огненными рунами из цитат своих авторитетов, то будьте готовы получить обратно кирпичики с цитатами из кота Матроскина, Незнайки и многих других замечательных персонажей =))
<Можно как угодно относиться к представленным в списке произведениям, любить их или не любить - это право каждого из нас, но отрицать их значимость для фантастики в каждом из поджанров невозможно.>
Вполне себе возможно отрицать, попробую это доказать при комментах конкретно по списку.
<Тот же Дэн Браун - как бы не плевались историки и читатели (сама вот его не люблю), именно его книги породили новое увлечение всеми этими Приоратами Сиона, масонскими заговорами и прочими конспирологически-мифологическими мировыми правительствами, тут уж ничего не попишешь. Достоверность и историческая правда тут уже по-другому адресу.>
Тут даже не берусь что-то говорить, не читал, поскольку тема лично мне совершенно не интересна. Включать или не включать данного автора в список писателей-фантастов, целиком на совести составителей списка.
<И, внимательно прочитав список, я лично согласна: это действительно "столпы" жанра, ну, не отнимешь у них этого.>
Ключевые слова: «я лично согласна».
Ничего личного (С) =))) _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Удалил обоснование списка, желающие прочтут по ссылке. Свои комменты заключил в <>. Буду выкладывать список не целиком, а по рубрикам составителей. Заранее извиняюсь, если будут повторы их моих постов в других темах. И одна общая претензия к составителям, не мешало бы давать даты первого издания, тогда не возникало бы вопросов о приоритете того или иного «первооткрывателя». Сама идея моих комментариев проста как угол дома, это попытка показать саму ущербность таких «всеобъемлющих» списков-рекомендаций, да еще составленных не очень компетентными людьми.
Предтечи фантастики
<Логично было бы включить в «предтечи» «Город Солнца» и «Утопию», по крайней мере. Во всей редакции не нашлось, кому подсказать?>
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»
Роман, проложивший путь авторам многих фантастических направлений — от сатиры до альтернативной географии. А чего стоит подробное конструирование миров! «Путешествия Гулливера» невозможно втиснуть только на фантастическую полку — это явление общечеловеческой культуры. Правда, большинство из нас знакомо лишь с адаптированной версией, входящей в «золотой фонд» детской литературы.
<Согласен, кроме выделенного курсивом. После «разгула» в издательском бизнесе вполне хватает полных изданий любого хорошего автора.>
Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
Книга английской леди, супруги известного поэта, написанная «на спор». У Перси Шелли и его друга Байрона ничего не получилось, а 20-летняя девушка сочинила один из самых знаменитых «готических» романов. Но одной готикой дело не ограничилось! История швейцарского ученого Виктора Франкенштейна, который с помощью электричества научился оживлять мертвые ткани, считается первым по-настоящему научно-фантастическим произведением.
<Имеет право на существование. Можно почитать для повышения эрудиции, не более того, личное мнение.>
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Сказка для детей, придуманная английским математиком, оказала огромное влияние на развитие НФ. Сатирический абсурдизм, обилие парадоксов, иные измерения — книга Кэрролла включила в себя множество тем, неоднократно использованных фантастами последующих поколений. Особенно велико влияние Кэрролла на англоязычную культуру — по количеству цитирований повести об Алисе уступают только Шекспиру.
<Скажем так, оказала влияние НЕ только на развитие НФ. Вот после таких заявлений и появляется у «признанных мировых авторитетов литературоведения» основания считать НФ «литературой второй свежести».>
Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
Одна из самых знаменитых книг «отца-основателя» НФ. Конечно, рядом можно поставить еще несколько его романов — «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Робур-завоеватель», однако именно «20 тысяч...» объединяет в себе сбывшиеся научно-технические предсказания, увлекательный авантюрный сюжет, познавательность и яркого персонажа, чье имя стало нарицательным. Кто не знает капитана Немо и его «Наутилус»?
<Да полно народу не знает, особенно геймеры его в упор не видят =)) Почему составители в данном случае отказали Верну во включении в список сразу нескольких произведений? С другими авторами они такими скаредными не были.>
Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
История двух противоположных половин единой личности, одновременно — морализаторская притча о двойственности прогресса и ответственности науки перед обществом (позже эта тема была развита Г. Уэллсом в «Человеке-невидимке» и «Острове доктора Моро»). Стивенсон грамотно совместил элементы НФ, готического ужастика и философского романа. Результат — книга, породившая массу подражаний и сделавшая образ Джекила-Хайда нарицательным.
<А сам Стивенсон уже знал, что существует «готический ужастик»? Именно поэтому я хотел бы, что бы были приведены даты изданий.>
Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
Еще одна классика, которая совмещает в себе сатиру на современное писателю общество и блестящее воплощение нескольких фантастических идей, позднее растиражированных сотнями авторов. Путешествие во времени, альтернативная история, идея столкновения культур, сомнительность прогрессорства как способа изменения «косного» общества — все вместилось под одну обложку.
<Можно и так трактовать значение «Янки…», хотя, на мой личный взгляд, его значение несколько шире.>
Научная фантастика
<Очень узкий жанр, если толковать его буквально, и при отборе надо подходить очень осторожно.>
Герберт Уэллс «Война миров»
Классическое произведение, открывшее сразу несколько направлений в НФ. Это первая книга о вторжении на Землю беспощадных «чужих». Однако Уэллс пошел дальше темы «войны миров». Писатель создает впечатляющую галерею поведенческих моделей людей в экстремальных условиях нависшей над ними угрозы тотального уничтожения. Перед нами — фактически предвидение развития общества в период грядущих мировых войн.
<Скорее социальная фантастика. И повторяется история с Верном. Почему забыли «Войну в воздухе»? Или просто не читали?>
Айзек Азимов, цикл «История будущего»
Первая в мировой НФ монументальная история будущего, самой яркой частью которой считается трилогия Foundation (премия «Хьюго» как лучшая фантастическая серия всех времен). Азимов попытался свести развитие цивилизации к комплексу законов, сходных с математическими формулами. Спасителями человечества становятся не полководцы и политики, а ученые — адепты науки «психоистории». А действие всей серии охватывает 20 тысяч лет!
<Что угодно, но только не «чистая» НФ!>
Роберт Хайнлайн «Звездный десант»
Роман вызвал нешуточный скандал, ибо многие либералы увидели в нем пропаганду милитаризма и даже фашизма. Хайнлайн был убежденным либертарианцем, у которого идея ответственности перед обществом уживалась с неприятием тотального ограничения государством личной свободы. «Звездный десант» — не просто эталонная «военка» о битвах с чужими, но и отображение представлений писателя об идеальном обществе, где долг превыше всего.
<Боевая фантастика, космическая опера, социальная фантастика, раз уж либерасты так встрепенулись. В сопроводиловке составители сами себя запутали.>
Альфред Элтон Ван-Вогт «Слэн»
Первое значительное произведение о биологических мутациях, которые грозят человечеству переходом на новую ступень эволюции. Естественно, обычные люди не готовы просто так отправляться на свалку истории, поэтому слэнам-мутантам приходится несладко. Ситуация осложнена тем, что слэны — плод генной инженерии. Человечество само породит собственного могильщика?
<Могет быть, могет быть. (С) Именно эту вещь Ван-Вогта не читал, мне у него другие вещи нравятся. >
Уолтер Миллер «Страсти по Лейбовицу»
Классическая постапокалиптическая эпопея. После ядерной войны единственным оплотом знаний и культуры остается церковь в лице основанного ученым-физиком ордена Святого Лейбовица. Действие книги происходит на протяжении тысячи лет: цивилизация постепенно возрождается, чтобы вновь погибнуть... Искренне верующий человек, Миллер с глубоким пессимизмом смотрит на способность религии принести человечеству настоящее спасение.
<Опять составители запутались в собственной классификации. «Тщательнее надо быть!» (С)>
Робер Мерль «Мальвиль»
Самая дотошная хроника существования обычного человека в мире после ядерной войны. Группа людей, оказавшись в замке Мальвиль, день за днем выживает на развалинах цивилизации. Увы, но их робинзонада абсолютно безнадежна. Никто не прилетит с «большой земли», не спасет, не вернет навсегда утраченное. И не зря, одержав череду блестящих побед, главный герой умирает от банального аппендицита. Мир погиб — и будущего нет...
<Именно классика постапокалипсиса. Хорошая книга.>
Уильям Гибсон «Нейромант»
Священная книга киберпанка, где есть практически все его знаковые приметы. Блестяще показано высокотехнологическое близкое будущее, в котором власть принадлежит хищным транснациональным корпорациям и процветает киберпреступность. Гибсон выступил настоящим пророком наступившей сегодня цифровой эры, не только предвидя проблемы развития информационных технологий, но и введя в широкий оборот специфический компьютерный жаргон.
<На те же грабли. Но коммент.>
На сегодня хватит =)) _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Последний раз редактировалось: zybrilka (17 Апр 2010 14:44), всего редактировалось 1 раз
Был глюк с загрузкой текста, попробую исправить, добавляю потерянное.
Брэм Стокер «Дракула»
Роман о вампирах, породивший океан подражаний в литературной и кинематографической фантастике. Ирландец Стокер явил миру пример грамотного «черного пиара». Взял подлинную фигуру валахского господаря — личности малосимпатичной, но в историческом плане достаточно ординарной, — и сотворил из него монстра с большой буквы, чье имя в массовом сознании помещается где-то между Люцифером и Гитлером.
<Не берусь комментировать, «вампиризм» совершенно не моя тема. Хотя конкретно с прототипом составители лажанулись по полной. Очень даже НЕординарная была личность, а уж для своих подданных вполне симпатичный и почти «отец и благодетель». Высказывать мнение о красоте человека по портретам заключенного после нескольких лет пыток - так и «Черный квадрат» можно действительно в шедевры мировой живописи записать. Надо иногда и кроме фантастики что-то читать, тогда и не будет таких проколов. «Узкий специалист подобен флюсу» (С) Козьма Прутков.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Гружу стертое в рубрику НФ.
Джон Уиндэм «День триффидов»
Эталон научно-фантастического «романа-катастрофы». В результате космического катаклизма почти все земляне ослепли и превратились в добычу ставших хищными растений. Конец цивилизации? Нет, роман британского фантаста проникнут верой в силу человеческого духа. Дескать, «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»! Книга положила начало целой волне аналогичных (хотя зачастую более пессимистичных) историй.
<Эталоны находятся в Парижской палате мер и весов. Личное мнение составителей, не более того. «Один из первых изданных» так, наверное, было бы точнее.>
Айзек Азимов, сборник «Я, робот»
Рассказы Азимова о роботах развили тему, поднятую Карелом Чапеком в пьесе R.U.R., — о взаимоотношении человека и искусственного интеллекта. Три Закона Роботехники ─ этическая основа для существования искусственных созданий, способная подавить «комплекс Франкенштейна» (подспудное желание уничтожить своего Творца). Это не просто истории о думающих железяках, а книга о людях, их нравственных метаниях и духовных экспериментах.
<Спорить про «Три Закона» занятие неблагодарное. Но кто сказал, что они обязательны? Их наличие, отсутствие или возможность обойти - весьма благодатная почва для сюжетов. Азимов застолбил тему, честь ему и хвала. Но опять, как в случае с Верном и Конан-Дойлом составителям лучше бы вынести феномен Азимова «за скобки». Почему забыты «Стальные пещеры» и весь цикл про Р-Дэниэла?>
Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Первый образчик подлинного киберпанка, появившийся задолго до рождения самого термина и фантастического явления, им обозначенного. Кислотно-мрачный мир будущего, обитатели которого постоянно подвергают сомнению смысл и даже реальность собственного существования, — темы, характерные и для этого романа, и для всего творчества Дика. А книга послужила основой культового фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы».
< «Первый образчик подлинного киберпанка» - так и просится в «предтечи» =)) > _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Артур Кларк «2001: Космическая Одиссея»
На основе старого рассказа Артур Кларк сочинил сценарий для фильма Стэнли Кубрика — первой настоящей НФ-эпопеи мирового кино. А новеллизация стала символом серьезной космической научной фантастики. Никаких «звездных войн», никаких супергероев с бластерами. Реалистичный рассказ об экспедиции к Юпитеру, во время которой машинный разум достигает своего предела, зато человек способен перейти любые границы возможного.
<Реалистичный рассказ об экспедиции к Юпитеру, так достоинства мэтра никто не оспаривает, но та же "Лунная пыль" в части реалистичности описания Луны ни чем не уступает. А если уж брать действительно "классику реалистичности" в описании космических полетов, то формат Интернета позволяет своевременно вносить правки. И "Война 2020" Буркатовского на данный момент заткнет за пояс почти любую книгу по этой части, по крайней мере, не слабее, чем "В плену орбиты".>
Майкл Крайтон «Парк Юрского периода»
Крайтон считается отцом фантастического технотриллера. «Парк Юрского периода» — не первое произведение такого рода, но одно из самых известных, во многом благодаря экранизации Стивена Спилберга. Будучи по сути умелым соединением многократно проработанных в НФ тем и идей — генная инженерия, клонирование, бунт искусственных созданий, — роман приобрел миллионы поклонников и множество подражаний.
<В том и дело, что "Парк" один из самых известных, не более того. "Мутант 59", "Штамм «Андромеда" куда глобальнее и зрелищнее, чем вполне камерный "Парк". Если уж взялись нести в массы "разумное, доброе и вечное", то не ленитесь заглядывать действительно в истоки.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Что-то у меня с загрузкой, придется "резать по живому" =))
Я не сижу в сети сутками, поэтому комменты на остальные книги из списка ТОП-100 могут растянуться на недельку. _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Философская и социальная фантастика
<Есть такая песня =)>
Герберт Уэллс «Машина времени»
Один из краеугольных камней современной НФ — книга, положившая начало эксплуатации темы путешествий во времени. Уэллс также попытался продолжить современный ему капитализм в далекое будущее, в котором человечество разделилось на два биологических вида. Еще сильнее, нежели странное общество элоев и морлоков, потрясает «конец времен», знаменующий полную погибель разума.
<Ну да, первая. Тут такое дело. "А что ты можешь? Ну, эта, могу копать. Могу не копать" (С). Так и здесь, можно прочитать, а можно начинать ФиСФ с чего-то более современного, потерь не будет ни с одной стороны. Для экономии места в дальнейшем изобрел себе новую аббревиатуру =)) МКМнК. Расшифровывать не надо? =))>
Евгений Замятин «Мы»
Первая великая антиутопия, повлиявшая на других классиков — Хаксли и Оруэлла, не говоря уж о множестве фантастов, которые пытаются критически прогнозировать развитие общества. Действие повести разворачивается в псевдо-утопии, где роль человека низведена до положения незначительного винтика. Результат — «идеальное» общество-муравейник, в котором «единица — ноль, единица — вздор».
<МКМнК. Желающие могут поломать себе глаза на стиле двадцатых годов>
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Одна из основ литературной антиутопии. В отличие от современников, разоблачавших конкретные политические модели, роман Хаксли полемизировал с идеалистическими взглядами о совершенстве технократии. Завладевшие властью интеллектуалы построят еще один вариант концлагеря — пусть и благопристойного на вид. Увы, современное нам общество подтверждает правоту Хаксли.
<Да ничего это общество не подтверждает. Подобные сопроводиловки напоминают измерение температуры "в среднем по больнице".>
Джордж Оруэлл «1984»
Еще один классический роман-антиутопия, созданный под влиянием мрачных событий Второй мировой. Пожалуй, сейчас во всех уголках мира слышали придуманные Оруэллом термины «Большой брат» и «новояз». «1984» — это сатирическое изображение абсолютного тоталитаризма, какой бы идеологией — социалистической, капиталистической или нацистской — он ни прикрывался.
<Читал, скучно, нудно. Может, это у меня такой извращенный вкус? Хотя в пристрастиях читать ночью под одеялом с фонариком "Эмманюэль" замечен не был =))>
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Антиутопия, в основе которой — не политические или социальные, а культурологические идеи. Показано общество, где истинная культура стала жертвой прагматичного жлобства: животный материализм безоговорочно восторжествовал над романтическим идеализмом. Пожарные, сжигающие книги, — очередной знаковый образ современной цивилизации. События последних лет показывают, что роману грозит участь не предупреждения, но пророчества!
<Зачем на хорошего писателя навешивать ярлык еще одного Нострадамуса? Составители отделались устоявшимся штампом.>
Курт Воннегут «Бойня номер пять»
Шедевр антивоенной фантастики (да и литературы вообще). Герой книги — альтер-эго автора Билли Пилигрим, ветеран войны, переживший варварскую бомбардировку Дрездена. Похищенный инопланетянами, герой лишь с их помощью сумеет излечиться от нервного потрясения и обрести внутренний покой. Фантастический сюжет книги — лишь прием, с помощью которого Воннегут борется со внутренними демонами своего поколения.
<Еще один штамп. Хорошая, многоплановая книга, не взялся бы рекомендовать ее читать просто для ознакомления с мировой фантастикой. Если только для желающих поиметь себе недельку задумчивого настроения. Выбор составителей не однозначен. "Колыбель для кошки" вполне могла быть на этом месте.>
Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»
Первая НФ-книга, ставшая национальным бестселлером в США. Это история «космического Маугли» — земного ребенка Майкла Валентайна Смита, воспитанного представителями принципиально иного разума и ставшего новым Мессией. Помимо очевидных художественных достоинств и открытия многих запретных для фантастики тем, значение романа в том, что он окончательно перевернул общественное представление о НФ как литературе для незрелых умов.
<Те, кто до этого читал фантастику, наверное и не знали, что их считают "незрелыми умами". То есть С.П.Королев, когда упоминал, что читал Герберта нашего Уэллса и Беляева, не подозревал, чего избежал при назначении на должность ГК нашей космической программы. И я бы не отказался узнать подробнее, что там за "запретные темы", с которых Хайнлайн сорвал мрачные покровы. =))>
Станислав Лем «Солярис»
Флагман философской НФ. Книга замечательного польского писателя повествует о неудачном контакте с абсолютно чуждой нам цивилизацией. Лем создал один из самых необычных НФ-миров — единый разум планеты-океана Солярис. И можно брать тысячи проб, ставить сотни экспериментов, выдвигать десятки теорий — истина так и останется «там, за горизонтом». Наука просто не способна разгадать все тайны Вселенной — как ни пытайся...
<Люблю перечитывать Лема, но не "Солярис". Пусть он сто раз флагман, но для желающих начать его читать посоветовал бы начать с "Непобедимого> или с пилота Пиркса.
Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»
Многоплановый цикл о завоевании человеком Марса, где доживает последние дни странная и некогда великая цивилизация. Это и поэтизированный рассказ о столкновении двух различных культур, и размышления о вечных проблемах и ценностях нашего бытия. «Марсианские хроники» — одна из книг, наглядно демонстрирующих, что фантастика способна затронуть самые сложные проблемы и может на равных конкурировать с «большой» литературой.
<Блин, да не конкурирует фантастика с так называемой "большой" литературой. "Семга может быть только одной свежести" (С), не ручаюсь за точность цитаты.>
Урсула Ле Гуин, Хайнский цикл
Одна из самых ярких историй будущего, шедевр «мягкой» НФ. В отличие от традиционных сценариев космической фантастики, у Ле Гуин отношения между цивилизациями опираются на особый этический кодекс, исключающий применение насилия. Произведения цикла повествуют о контактах между представителями различных психологий, философий и культур, а также об их обыденной жизни. Наиболее значительная часть цикла — роман «Левая рука Тьмы» (1969).
<Но коммент. Ни одной книги из этого цикла не одолел, не мое.>
Орсон Скотт Кард «Игра Эндера», «Голос тех, кого нет»
Два романа, за которыми последовал популярный, но неоднозначный многотомный цикл, — подлинные шедевры, вершина творчества Карда. «Игра Эндера» — модернизированная «военка» с упором на психологию взросления харизматического подростка-лидера. А «Голос...» — прежде всего история контакта, взаимопонимания принципиально различных культур. Все хотят, как лучше; почему же добрые намерения оборачиваются трагедией?
<Но коммент. Пробовал, не пошло.>
Генри Лайон Олди, цикл «Бездна голодных глаз»
Первое в современной отечественной фантастике многослойное философско-мифологическое произведение, «Бездна голодных глаз» включает различные направления НФ и фэнтези. Создавая вселенную, соавторы используют самые разные мифологические схемы, объединяя крепкий авантюрный сюжет и качественно проработанные характеры персонажей с философским осмыслением происходящих событий.
<Но коммент. Просто не люблю этих авторов.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Космическая опера
<Наверное мы с составителя разную космооперу читаем.>
Эдгар Райс Берроуз «Принцесса Марса»
Роман, открывший суперпопулярную серию о приключениях землянина Джона Картера на Марсе. По сути, книга и цикл положили начало авантюрной фантастике о похождениях «наших» в ином мире и стали предтечей космооперы. И пусть литературный дар Берроуза был весьма хилым, его невероятная фантазия и умение выстраивать захватывающую интригу повлияли на несколько поколений фантастов.
<МКМнК. На мой личный вкус безнадежно устарел, во всех отношениях. Для новичка в фантастике чтение Берроуза зряшная потеря времени.>
Эдвард Элмер «Док» Смит «Космический Жаворонок»
С этой книги началась история «космической оперы» как отдельного направления приключенческой фантастики. Герой романа изобретатель Сетон на звездолете «Космический Жаворонок» впервые в истории литературной фантастики отправляется в полет к звездам. Впоследствии Смит упрочил положение «адмирала» космооперы еще одним знаменитым циклом о Ленсменах.
<Может мне так с переводчиками не везет с начала девяностых? То что пробовал этого Смита, показалось убого и уныло, постоянные дыры в сюжете, даже не рояли, а целые казачьи хоры выскакивают из скворечников=))>
Фрэнк Герберт «Дюна»
Один из самых прославленных и многослойных НФ-романов, осыпанный многочисленными премиями. Образец удачного совмещения политических интриг галактического уровня, тщательного показа своеобразной псевдоисламской культуры, романтизированной биографии харизматического лидера с подробно выписанной психологией героев. Герберту удалось вывести космооперу на совершенно новый уровень.
<Не мой автор. Осилил одну книгу, показалось нудно и излишне заумно, на ровном месте.>
Энн Маккефри, цикл о Перне
Знаменитая серия приключенческой фантастики, действие которой происходит на другой планете, где потомки земных колонистов поддерживают существование с помощью одаренных телепатией драконов. Автору удалось создать очень подробную хронику тщательно прописанного мира в фэнтезийных декорациях. Наряду с похожим по теме циклом «Дарковер» Мэрион Зиммер Брэдли, Пернская серия считается жемчужиной авантюрной НФ.
<Не берусь ничего сказать, двадцать страниц из одной книги явно не тянут на то, чтобы грамотно оценить. Не покатило.>
Кэролайн Дж. Черри, цикл об Альянсе и Союзе
Это не просто очередная история будущего о противоборстве двух галактических сил — торгового Альянса и милитаристического Союза. Главное достоинство серии, состоящей из нескольких циклов, — невероятно точное описание жизни и внутреннего мира нечеловеческих цивилизаций. Герои романов и повестей Черри — чаще всего разнообразные «чужие», в корне отличающиеся от нас мышлением и поведением. Может, писательница — инопланетный подкидыш?
<Но коммент. Не читал>
Лоис Макмастер Буджолд, Барраярский цикл
Удивительно гармоничный гибрид многих направлений — монументальной семейной саги, космической оперы, военной фантастики, детектива, политического триллера, юмора, нравственного «романа воспитания», мелодрамы. В современной НФ аналогов циклу Буджолд просто нет. И главное, писательнице удалось создать галерею удивительно живых персонажей во главе с гениальным калекой Майлзом Форкосиганом — космическим Наполеоном с совестью и душой.
<Не мое. Заставил себя одолеть одну книгу.>
Дэн Симмонс «Гиперион»
Как и гербертовская «Дюна», эта книга — Космоопера с большой буквы. Симмонсу удалось создать великолепное многослойное произведение о мире далекого будущего, совместив несколько магистральных тем научной фантастики — от хронопутешествий до проблемы искусственного интеллекта. Роман насыщен отсылками к мировой литературе и мифологии, полон философских размышлений и при этом крайне увлекателен.
<Не мое. Куча народу уговаривали прочитать, грозились подарить все книги серии, не поддался =))> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Лоис Макмастер Буджолд, Барраярский цикл
Удивительно гармоничный гибрид...
<Не мое. Заставил себя одолеть одну книгу.>
Во-первых, книги действительно разные, в одной больше детектива, в другой - мелодрамы, с одной сказать что-то сложно.
Во-вторых, аналогов действительно почти нет - разве что Ливадный, 40 томов "Истории будущего"
В-третьих, очень нравится
PS Только мне кажется, Буджолт пересталась с инвалидностью...
Ну и судьба у главгероя не очень счастливая - не везло ему с девушками.
Это минусы... _________________ Жду принца на белом коне... а пока что - отведайте плазменной винтовки, злобные пришельцы от Скаррона !
Генри Лайон Олди...
<Но коммент. Просто не люблю этих авторов.>
Странно. Почему? Если это мнение об одном вынесенном в список цикле - еще так-сяк объяснимо. Но не любить Олди в целом? Слишком разноплановые у них вещи для такого общего вывода. Если судить по другим вашим комментариям, стиль "философского боевика" должен быть вам близок и интересен. Нет?
К вопросу о списке. В разделе "Космическая опера" совершенно необъяснимо отсутствие "Звездных королей" Эдмонда Гамильтона. На роль родоначальника жанра он подходит куда лучше Берроуза. Пусть жил позже, зато писал лучше. _________________ Хочешь быть счастливым - будь им!
Ассоль
Ну вот такие у меня тараканы в голове =)) трудно начинаю новых авторов, если сразу не покатило, то потом заставить себя вчитаться сложно. И повторюсь, с "импортными" авторами у меня давно напряженка, просто не воспринимаю их мироощущение. Если все подробно раскладывать по полочкам, десяток психоаналитиков в Кащенко загремят =)) Ту же "Астравитянку" написал человек, давно живущий вне России, американизмы в него уже въелись, но для меня он остался русским автором (без всякого шовинизма и национализма) и обе книги его перечитываю с удовольствием, а вот Орлова на дух не переношу.
Росмерта
Сугубо субъективное ощущение, сорри за корявую фразу. Может они по жизни белые и пушистые, все из себя просветленные гуру и аксакалы, но вот оставили лично для меня впечатление самодостаточных вещателей прописных истин, с умным видом надувающих щеки на ровном месте. Не более чем мнение рядового читателя о не менее рядовых писателях из общего ряда.
Мне многие стили "близки", тем более, что со временем пристрастия имеют свойство меняться.
А про список тут уже не один раз говорили, что составление минимум тенденциозное, максимум безграмотное. Про то, что последователи зачастую пишут лучше первооткрывателей, тут даже и предмета для спора нет. _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Сатира и юмор
<Жванецкого забыли. "Рассказ подрывника" самая настоящая юмористическая фантастика =))>
Карел Чапек «Война с саламандрами»
Роман чешского писателя — философская эпопея, исследующая социальный феномен возникновения фашизма и, одновременно, эталон сатирической фантастики. Симпатичные саламандры, обладающие зачатками разума, беззастенчиво эксплуатируются ушлыми людишками. Из них делают дешевую рабочую силу, безропотных солдат и даже консервы. А затем находится некий человечек, бывший фельдфебель Андреас Шульце, который возглавляет успешный бунт саламандр...
<Про эталоны уже говорил. А так все верно, Чапека читать надо.>
Роберт Шекли, рассказы
Лучшая юмористическая фантастика в короткой форме (можно добавить разве что некоторые вещи Генри Каттнера). Тематика самая разнообразная — от пародии на жанровые штампы НФ до откровенной сатиры на общественные явления. Блестящие идеи изложены в по-настоящему смешной форме. По литературной стилистике произведения Роберта Шекли ближе всего к творчеству О’Генри: мягкий юмор, а также ударный и зачастую абсолютно неожиданный финал.
<Опять слишком категорично. Составители ходят по колхозному двору с повязками на глазах, так там же не только грабли могут валятся, там и плуг лемехом вверх лежит. Каждый хороший писатель хорош по своему, и для каждого писателя найдется свой читатель. Сравнивать и противопоставлять можно только в клинических случаях.>
Пирс Энтони «Заклинание для хамелеона»
Отнюдь не блестящий роман далеко не выдающегося писателя вывел комическую фантастику на абсолютно новые рубежи. Аудитория фантастического юмора долгое время была ограничена. Однако первый роман о Ксанфе сенсационно стал бестселлером, после чего юмор превратился в желанного гостя западных издателей. Закрепил успех гораздо более яркий «МИФический» цикл Роберта Асприна, но слава первопроходца досталась все-таки Энтони.
<"Все когда-то происходит в первый раз" (С). А я не в первый раз скажу, что если пытаться на каких-то примерах учить, то лучше, на мой взгляд, подобрать пример из лучших.>
Дуглас Адамс «Автостопом по Галактике»
Переделанный автором в роман цикл радиопьес о человеке, который спасся с уничтоженной Земли и пустился в путешествие по Галактике. В лучших традициях английского юмора автор осмеивает стереотипы научной фантастики, а также «жизнь, Вселенную и все остальное». В Британии книги Адамса зародили «комический бум», без которого у нас не было бы «Плоского мира».
<Ну не было бы "Плоского мира", было бы что-то другое, свято место пусто не бывает, опять же (С). А почитать можно, забавно.>
Терри Пратчетт, цикл «Плоский мир»
Самый выдающийся сериал юмористической фантастики в истории, поставивший направление на недосягаемую ранее высоту. В Британии романы о Плоском мире не вылезают из списков бестселлеров, но дело не в коммерческом успехе. Книги серии не просто развлекательны и ироничны, они еще и умны, по-хорошему назидательны, заставляют о многом задуматься. К тому же, Пратчетт — яркий стилист, что позволяет читать его даже тем, кто не переваривает фантастику в принципе.
<Очень субъективное мнение, читать можно, даже нужно, но с перерывами, разбавляя в промежутках Донцовой =))>
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке»
Самая яркая советская комическая фантастика. Органичный сплав сказочного фольклора, иронической и сатирической прозы в лучших традициях русской литературы. «Понедельник начинается в субботу» — вещь скорее юмористическая, пронизанная романтикой научного поиска, верой в технический прогресс. А вот остросатирическая «Сказка о Тройке» сталкивает эту романтику с бесчеловечной бюрократической машиной. Две повести — как две стороны советских шестидесятых: светлая и темная.
<У составителей явные пробелы в образовании. Спутать термины "комический" с "сатира и юмор" надо уметь! Сколько критиков и толкователей творчества Стругацких паразитируют на их книгах, это никакой бумаги не хватит издавать =)) Как говорил незабвенный Остап "Не делайте из КНИГИ (тм) культа!" Да, в свое время обе книги стали Событием, особенно, если вспомнить почти детективную историю с первопубликациями "Тройки" и "Лебедей". Сотни тысяч, если не миллионы, читателей выросли на тех капельках питательной закваски, которую щедро разбросали по страницам своих книг братья. Вот и я поддался "инфекции штампа". =)) И не надо превращать ненавязчивую пропаганду талантливых книг в безграмотное (одно неудачное публичное слово казалось бы, а как смазали эффект!) навязывание "обязаловки".>
Андрей Белянин «Меч без имени»
Для современной нашей фантастики Белянин сыграл ту же роль, что Энтони и Адамс для англоязычной. Юмористические приключения его героев не то чтобы очень хороши и остроумны, просто для читателей они оказались в самый раз и породили легион подражателей. Отчасти заслуга популяризации фэнтезийного юмора принадлежит «Приключениям Жихаря» Михаила Успенского, но, так или иначе, книги Белянина оказались куда более популярными.
<А если все сказать своими словами? Человек со своими книгами оказался в нужное время в нужном месте. И "заслуга популяризации фэнтезийного юмора принадлежит" ИЗДАТЕЛЬСТВУ, создавшему брэнд. Ничего плохого в этом нет, так зачем наводить тень на плетень. И ничто не мешает тысячам читателей покупать хорошие книги фэнтезийного юмора, не подозревая о существовании Белянина.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Советская фантастика
<Ну пусть будет "советская", глядишь, скоро кто-то придумает отдельный поджанр "фантастика эпохи застоя".>
Алексей Толстой «Аэлита»
Первая советская авантюрная фантастика о путешествии на другую планету. Хотя роман написан под явным влиянием марсианского цикла Берроуза, в нем имеются существенные отличия: большее внимание к мифологии, мистике и научным идеям. Ну, и конечно, идеологическая окраска — ведь герои не просто приключались на Марсе, они пытались организовать там пролетарскую революцию! Читатели же всем сердцем прикипели к романтической принцессе Аэлите.
<"Эх штампы мои, штампы, штампы старые, дубовые, фиговые..." Как то так, не поэт я ни разу. Даты издания "марсианского" Берроуза, отдельным изданием в семнадцатом на английском!, и "Аэлиты", первый вариант в двадцать третьем году, в студию! Тогда и будем разбирать, кто, что и под чьим влиянием писал. Несколько "марсианских" романов других авторов издавались на английском еще в тысяча восемьсот восьмидесятом, восемьдесят первом и восемьдесят девятом годах. Вот только и было заботы "красному графу" с двенадцатого года искать свежие номера "Все истории" и читать "Под лунами Марса". Начиная с с четырнадцатого года в России как бы и других забот хватало.>
Александр Беляев «Человек-амфибия»
Беляев, безусловно, самый яркий автор ранней советской НФ. На его счету несколько отличных романов, самый знаменитый из которых — «Человек-амфибия», где описана трагическая история юноши, получившего способность жить в океане. Одна из первых в мировой НФ книг, где показаны непростые в морально-этическом плане взаимоотношения обычных людей с искусственно созданными «сверхчеловеками». Отчасти — предтеча НФ о генной инженерии.
<Я уже устал грабли собирать в отдельный склад. =)) Ну почему только "Человек-амфибия"? А "Вечный хлеб", "Продавец воздуха", "Звезда КЭЦ"?>
Иван Ефремов «Туманность Андромеды»
Этапная для советской НФ книга, знаменующая отказ от идеологии фантастики «ближнего прицела». Это масштабная утопия о далеком коммунистическом будущем, пропитанная социальными и философскими идеями. Ефремову удалось создать яркий беллетризированный трактат о времени, когда люди стали «как боги» прежде всего в духовном плане. Однако тяжеловесный слог не позволил роману сохранить притягательность до наших дней.
<Бр-р-р-р... Слов не осталось, одни буквы. Да не "отказ от идеологии фантастики «ближнего прицела», а СМЕНА идеологии! Лень самим разобраться, так хоть спросите у писателей того времени, как, что и на каких условиях тогда РАЗРЕШАЛИ публиковать. Интернет позволяет. К "обязательному" прочтению совсем не обязательна, извините за тавтологию.>
Аркадий и Борис Стругацкие, цикл о Полдне
Мегацикл начинался как очень удачная утопия: авторы показали идеальный коммунизм, ради которого действительно хочется жить и работать! Даже странно, что рассказы из цикла «Полдень, XXII век» не вошли в школьную программу. Впрочем, со временем соавторы стали задавать «неприятные» вопросы, обнаруживая изъяны в созданном ими же идеале, — и тут уже их книги вознесли на щиты либерально настроенные интеллигенты.
<Чего только эти "либерально настроенные интеллигенты" на свои щиты и хоругви не возносили =)) По секрету скажу составителям, что не только картошка на грядке растет, писатели тоже со временем растут, если не в высоту, то хотя бы в других измерениях, и в интеллектуальном тоже, ога. =)) Большего, чем сделали для Стругацких они сами, а потом создатели серии "Миры братьев Стругацких" трудно сделать. Зачем выдавать очередную компиляцию за свое мегаоткрытие? Понимаю, что скатываюсь в "мелкий придиразм", но малообоснованные амбиции составителей достают, чем дальше, тем больше. Любой новый читатель, открывающий СЕЙЧАС книгу Стругацких имеет равные шансы заскучать, получить пищу для размышления, стать фанатом, ярым ненавистником и далее по списку. Шансы стать "культурным" или прозябать в "интеллектуальной нищете" от чтения или нечтения (тм) той или иной книги равны пятидесяти процентам, как в той истории с блондинкой и динозавром.>
Сергей Снегов «Люди как боги»
Очередная коммунистическая утопия, вошедшая в историю НФ благодаря необычному для советской литературы сродству с «капиталистической» космической оперой. Если у Ефремова и Стругацких конфликты носили внутрисистемный или нравственно-психологический характер, то Снегов рисует мир всеобъемлющей галактической войны. Показанные автором битвы звездных флотов по масштабности не имеют аналогов в советской НФ.
<Откровенная заказуха с картонными мурзилками вместо героев. И про "не имеют аналогов" тоже не надо. Читать надо больше, не только свой журнал. МКМнК, а лучше НЕ, время только тратить, личное ИМХО.>
Кир Булычев, цикл о Великом Гусляре
Знаковая серия фантастической литературы, «сделанной в СССР». Юмористические рассказы о необычных буднях провинциального городка Великий Гусляр — великолепная зарисовка советского и постсоветского быта, где обыденность мешается с фантастикой. Цикл с успехом продолжался многие годы, отражая происходящие в нашем обществе перемены. В итоге получилась своеобразная фантастическая летопись загадочной русской души.
<Ога, Достоевский, Гоголь и Лев Николаевич в одном флаконе. =)) Так еще господину Можейко не льстили! =))> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Детско-юношеская фантастика
<Очень нужный жанр ВСЕЙ литературы. Тем более к рекомендациям в нем надо подходить ОЧЕНЬ взвешенно, как саперу на минном поле.>
Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии»
Классика детской фантастики о приключениях английских детишек в сказочном мире Нарнии. Цикл Льюиса вышел даже раньше «Властелина Колец», однако статус «детского чтения» не позволил произведению британского философа и богослова считаться краеугольным камнем современного фэнтези. Помимо многочисленных приключений, в книгах о Нарнии присутствуют элементы философской и этико-религиозной назидательности.
<Не читал. Но в отношении ЛЮБЫХ книг меня настораживает присутствие определений вроде "краеугольный". Каждый сам решает, что своему ребенку давать читать. Если родитель воспитывался на мемуарах Чикатило и Ко, то кто же ему злобный буратино? В этой теме вообще воздержусь от каких либо рекомендаций, что читать или не читать ребенку. Воспитание детей отдельная, специальная и громадная головная боль любого нормального человека.>
Александр Волков, цикл об Изумрудном городе
Вольная переработка сказочной серии Л. Фрэнка Баума о стране Оз, сделавшая Волкова классиком детской литературы и предтечей отечественного детского фэнтези. Начальная повесть — лишь «римейк» американского оригинала, но с каждым томом Волков все более отходил от Баума, выстраивая собственный мир. И если книги Баума страдали от натужного морализаторства, то Волкову удалось сочетать ненавязчивую назидательность с динамичным сюжетом и яркими персонажами.
<Все слова в абзаце на совести составителей. И про "классика", "предтечу", "натужное марализаторство". Каждый может сам прочитать, сравнить, сделать выводы и решить "пить или не пить?!" =))>
Кир Булычев, цикл об Алисе Селезнёвой
Несколько поколений в нашей стране выросло на книгах о приключениях «гостьи и будущего». Лучшие из рассказов об отважной, честной и благородной Алисе Селезнёвой стали эталоном подростковой фантастики, которая должна не только развлекать своих читателей, но по-хорошему, без унылого занудства поучать их, подспудно побуждая к самосовершенствованию. Интерес к Алисе не пропадает и по сей день — порукой тому выходящий в будущем году полнометражный мультфильм.
<Лучше промолчу. К господину Можейко у меня слишком субъективное предвзятое мнение.>
Владислав Крапивин, цикл о Великом Кристалле
Цикл условно связанных произведений, вошедших в золотой фонд отечественной детской фантастики. Сюжеты во многом схожи: подросток или юноша оказывается в экстремальной ситуации (переносится на другую планету, сталкивается с пришельцами и т. п.). Фантастика для Крапивина — не более чем прием для акцентированного показа взросления ребенка, размышлений о границах между добром и злом, ложью и честностью, проблеме «отцов и детей».
<Почему только этот цикл? Кому понравился Крапивин, читают и все остальные книги.>
Филип Пуллман «Темные начала»
В отличие от «Гарри Поттера», этот цикл ближе к традиционной фэнтезийной эпопее. Герои отправляются в путешествие, от которого зависит судьба Вселенной. Но главное — приключения духа. Лира и Уилл — обычные подростки, которые мужают на глазах читателя, познавая окружающий мир и самих себя. Цикл обвиняют в пропаганде атеизма, но скорее это история о поисках подлинной сути бога, которая не может быть монополизирована кучкой жрецов.
<Но комммент. Не читал. Надо спросить у младшего, если у него руки дошли.>
Джоан Ролинг, цикл о Гарри Поттере
Можно по-разному относится к книгам про юного мага в круглых очках, которые поставили на уши весь мир, однако заслуги Ролинг перед фантастикой и литературой вообще неоспоримы. Истинное волшебство Гарри Поттера — то, что он вернул книгу в руки молодого поколения, возродил интерес к чтению, угасший было под натиском мультимедийных развлечений. А уж многомиллионные тиражи и баснословные прибыли — лишь следствие.
<Пробовал, осилил полторы книги. Очень личное мнение, раскрученный брэнд, местами автор натужно вытягивает текст под ответ в конце учебника. Мое мнение никого ни к чему не обязывает.> _________________ Всем доброго времени суток.
Zybrilka
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах